Мой ДЗЕН, Статьи

Новая духовность

Scale 2400 (18)
33

Новая духовность

5 сентября 2023
Статья публиковалась ранее на моем ДЗЕН канале
Духовность. Что это? Слово столь часто слышимое в последнее время, слово на которое столь часто делается упор и которое уже настолько затаскано, что потеряло свой смысл.

Духовность. Что это? Слово столь часто слышимое в последнее время, слово на которое столь часто делается упор и которое уже настолько затаскано, что потеряло свой смысл. Ну вот скажите мне, что такое духовность, первое что в голову придет? А придет скорее всего одна из трех вещей. Либо аморфно-расплывчатое “что-то хорошее, к чему нужно стремиться”, либо набор банальных штампов и клише где-то и когда-то услышанных по ТВ, прочитанных в книгах или ухваченных на слух в разговорах, либо что-то связанное с религией. Нет, нет и нет. Ну начнем с религии. Казалось бы, само слово, многие скажут, происходит от религиозных представлений, мол: это же дух, что-то божественное, то к чему человек должен стремиться в отличии от мирского, да религия веками брала на себя роль проводника духовности, диктуя какие-то правила и нормы преподносимые как нечто правильное и высшее. Да может быть само слово и придумано церковниками, но смысл его и суть не имеет никакого отношения к религии. Религия не несет духовность, в отличии от того, что многие в этом свято уверены. Религия – это определенная система верований, то есть представлений о существовании некоего бога или богов, о том, что мир в котором мы живем были им или ими создан таким и таким-то образом, что человек был так же сотворен “высшими силами”, что тот или иной бог заповедовал созданным им людям жить по таким-то правилам, которые следует соблюдать. Но если не смотреть на свою собственную веру (которая с точки зрения верующего несомненно правильна духовна и все ее принципы возвышены), взглянуть на религию другой группы людей, то “духовность” этой другой религии покажется более чем сомнительна. Не будем далеко ходить возьмем, скажем, верования язычников скандинавов (викингов). Любой уважающий себя викинг свято был убежден, что для того чтобы попасть в Вальхаллу (Рай викингов если угодно), он обязательно должен погибнуть в бою сокрушив как можно больше врагов. Если же ты помер в своей постели, то тебя ждет серый и мрачный хель, аналог “ада” в котором твоя душа будет без толку и цели слоняться всю вечность. Для истинно верующего викинга было нормальным, естественным и богоугодным делом, ходить в военные походы, грабить, убивать, жечь дома, крушить чужие черепа. Религия? Религия! Духовность? Вряд ли современный человек согласиться с тем, что такой образ жизни и такие представления можно назвать “духовностью”. Но это же другие дело, скажете вы. Это же язычники! Всего лишь напомню про богоугодные крестовые походы верующих рыцарей христиан, про насильственное крещение “огнем и мечем”, в том числе и Руси, про “святую инквизицию” считавшую священным долгом сжигать на кострах ведьм и еретиков. Не стану продолжать приводить примеры, чтобы не “оскорбить чьи-то чувства”. Всего лишь исторические факты. Так же скажу, что с моей точки зрения я не вижу ничего “духовного” в запрете есть какую-то пищу в определенный день или “запретные продукты” вообще, конечно, можно подвести философию под любой запрет или табу. Но факт остается фактом, религия – это систем представлений, норм и запретов, система определенного видения мира, но религия не значит равно духовность. Может ли быть человек полностью отстраненный от любой религии высокодуховным? Несомненно может. Атеист никому не вредивший, старавшийся помогать кому может, не стремящийся к богатствам материальным, стремящийся обогащать свой разум знанием и культурой – более чем заслуживает звания высокодуховного человека.

Духовность. Что это? Слово столь часто слышимое в последнее время, слово на которое столь часто делается упор и которое уже настолько затаскано, что потеряло свой смысл.-2

Теперь о штампах и о расплывчатом образе. Если отстраниться от религии, то многие имеют довольно смутное представление о том, что такое духовность. Это либо опять-таки восходящее к тем или иным религиозным догмам (хотя и не воспринимаемое таковыми), представление о наборе неких норм которые не должны нарушаться, а их соблюдение делает тебя “духовным ” человеком, либо полное незнание вообще о чем идет речь, но “хорошая мина при плохой игре”, мол, да, да – это хорошо. А что хорошо… Ну надо подумать. Таким образом понятие о духовности восходит к некоему до религиозному, вне религиозному представлению о “правильности” поведения человека. Если ты ведешь себя “правильно” и соблюдаешь некие установленные нормы и правила ты хороший, а значит обладающий “правильным духом”, духовный человек – ежели нет, то наоборот. Эти нормы и правила можно описать: верность своим близким (семье, племени, клану, стране), забота о ближних больше, чем о себе, преданность поставленной цели и своей группе, смелость в защите интересов своей группы, готовность к самопожертвованию во имя целей группы, даже в ущерб личным интересам. Все это факторы способствующие выживанию первобытного племени, когда один охотник встает между племенем и саблезубым тигром, позволяя остальным спастись и продолжить жить, рискуя или даже теряя свою жизнь, когда пойманный тощий кролик приносится всему племени и делится на всех поровну в голодную зиму, а не сжирается самим охотником в “одну харю”, когда тебя поймали члены другого племени, но ты не выдал где прячутся соплеменники, зная что тебя за это убьют, хотя тебе обещали если выдашь, то оставят в живых и даже позволят жить в этом племени, более сильном и более сытом. Это нормы коллективного выживания и совместного проживания. Не брать чужую шкуру без спроса, не убивать своего соплеменника, даже если он тебя разозлил, заботиться о раненых охотниках, защищать детей племени, кормить стариков, даже если они уже бесполезны для племени. Это нормы ставшие необходимостью, для того чтобы племя могло держаться вместе и выживать как коллектив. Эти нормы позже были закреплены религией в виде “табу” и “заповедей”, законами, традициями. Но не просто закреплены, а дополнены и расширены. Причем не всегда расширение было осмысленным и логичным, но именно на основе тех же правил и норм выросло представление о духовности. Духовность – это не просто соблюдение правил, это стремление к чему-то вопреки высокому и возвышенному, чем обыденная жизнь. Стремление к красоте, музыке, живописи… Но сам факт увлечения красивой музыкой или даже ее сочинения не делает человека духовным. Великий артист может быть еще тем моральным уродом, а ценитель живописи может быть ленивым бездельником абсолютно безынициативным и ведущим серую и убогую жизнь во всем остальном.

Духовность. Что это? Слово столь часто слышимое в последнее время, слово на которое столь часто делается упор и которое уже настолько затаскано, что потеряло свой смысл.-3

Представления, принципы, нормы, правила, не остаются застывшими и законсервированными, они меняются со временем и в зависимости от той страны и тех людей, которые их формируют и осознают. Если суммировать сказанное выше, то духовностью можно назвать образ жизни человека, при котором он старается не вредить окружающим, помогать им при наличии такой возможности и стремится к саморазвитию, ставя основными приоритетами достижения которые могут стать общественно полезными, а не только ради собственной выгоды. Нам постоянно твердят про духовность, постоянно рисуют какие-то ее образы, причем образы вязанные с кучей излишних клеше. Нам говорят про духовность советского времени, отказ от стремления к материи, стремление к общественному благу, забота о слабых. Да, это черты духовности. Но говоря о ней пытаются поставить знак равно между понятием духовность и понятием социалистическая идеология. Забывая, что эта идеология призывает к совсем недуховным вещам и что под ее знаменами убивали во имя идеи, отбирали чужое имущество во имя общего блага, отправляли в лагеря и тюрьмы во имя высшей справедливости. Нам рисовали западную культуру и говорили о духовности, нам изображали ее черты: свобода личности, права человека, защита прав и свобода выбора, стремление к саморазвитию, уважение к личности. Да, духовность не может существовать без осознания личностных свобод и возможностей, без стремления к прогрессу и развитию, не может существовать там, где закрывают рты и надевают цепи. Но за всем этим стоит культура погрязшая в материи по самые уши, культура которая больше привыкла одевать маски свободы, чем их давать в реальности – культура культивирующая эгоизм под видом саморазвития, культивирующая жадность вместо саморазвития. Теперь нам рисуют новую, вернее, давно забытую старую “духовность” времен дореволюционной России. Пытаются воскресить то, что давно покоится с миром и было забыто небезосновательно. Теперь образ “духовности” нам рисуют в лозунге тех времен: “За веру, царя и отечество!” Понятие духовность подменяют понятием религиозность. Заботу о ближнем сводят к подаче милостыни нищему на паперти. Так может хватит пытаться возрождать забытые и отринутые образы, которые пытались называть “духовностью” в разные времена или у других народов? Может пора к определению того понятия подключить логику и здравый смысл? Создать свою духовность здравомыслия? Материя не стоит того, чтобы ставить ее жизненным приоритетом, но это не говорит о том, что нужно раздать все нищим и усесться рядом с ними на паперти, но от рекламируемого и пропагандируемого образа “богатого и успешного человека” стоит отказаться. Вывести нового успешного человека на сцену ученого пытающегося познать мир, врача мечтающего найти лекарство от еще неизлечимых болезней, путешественника смотрящего на дальние звезды с вопросом, куда бы полететь? Может стоит оставить простые и понятные вещи живущие до сих пор из времен первобытных племен? Не бери чужого, уважай других, решай вопросы словами, а не кулаками, защищай слабых и помогай больным. Не вреди, думай не только о себе, но и не влазь в чужую жизнь, если это тебя не касается. Стремись быть умным, образованным, стремись прославиться делами, а не накопить богатство. Может стоит убрать из понятия “духовность” весь наносной мусор отдельно взятых идеологий или непонятные табу отдельно взятых религий, и строить общество разумных, свободных, и целеустремленных в развитии, и заботящихся при том о близких людей. Этого более чем достаточно. Иные же требования и “возвышенные идеалы” впихуемые в понятие “духовность” делают ее лишь очередным мыльным пузырем бессмысленности.

Духовность. Что это? Слово столь часто слышимое в последнее время, слово на которое столь часто делается упор и которое уже настолько затаскано, что потеряло свой смысл.-4
Духовность. Что это? Слово столь часто слышимое в последнее время, слово на которое столь часто делается упор и которое уже настолько затаскано, что потеряло свой смысл.-5

Другие мои ресурсы:

Сайт правозащитного фонда ФППД “Факел Свободы”

Мой персональный stihriona.com

Моя книга о социал-либертанстве на Литрес.

Youtube

telegramm

Группы в ВК :

“Правильный феминизм”.

Моя “персоналка”.

Один комментарий на “Новая духовность

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *