Государство. Что это такое?
Государство. Термин настолько привычный слуху, но настолько разноплановый, что воспринимается разными людьми по-разному. Так что же такое “государство”? Что оно собой представляет? Казалось бы, простой вопрос. Но не совсем.
Что приходит обывателю в голову, когда он слышит – это слово? В нашем восприятии слово – “государство” стало синонимом слова “власть”.
Возьмем определение этого слова из “Википедии”:
Госуда́рство — политическая форма организации общества на определённой территории, суверенная организация публичной власти, обладающая аппаратом управления и принуждения, которому подчиняется всё население страны.
Итак. Государство понимается как некая структура управляющая страной, имеющая аппарат принуждения населения подчиняться собственной власти. В общем-то исходя из происхождения самого слова “государство”- такое определение неудивительно. Слово “государство” происходит от слова “государь”: то есть царь, король, падишах, гегемон, владыка, император – правитель одним словом. Восходит оно к временам монархии и является отображением представления о сюзерене, который имеет дружину способную дать по голове недовольным и заставить выполнить приказ, который ему в голову втемяшился. Собственно, изменилось ли – это понимание слова с изменением “политической формы организации”? Не особо. Не суть важно, кто сидит наверху и как он называется: царь, махараджа, президент, Великий Избранный Отец Народа или как-то еще. Структура осталась прежней. Есть некий (абстрактный, но реальный) правитель (суверенная организация публичной власти), есть аппарат управления – (чиновники, подчиняющиеся правителю), есть аппарат подавления – (силовики, тоже подчиняющиеся правителю) – звать их комиссары, наместники, бароны или “прыгающие под дудку Великого Алмазноликого” не суть важно, звать их армия, полиция, дружина, придворные рыцари или НКВД – тоже не суть важно. Равно как и неважно, какое полотнище треплется над главами стройных рядов дружинников и колено преклонных бояр: красное с серпом и молотом, трехцветное, полотнище с двуглавым орлом или гербовый вымпел с разинувшим пасть драконом – тоже неважно.
Мы давно привыкли, что все именно так и так должно быть. Мы даже не видим возможности существования другой формы организации. А она есть вообще? Вообще-то есть! Не везде и не всегда устройство было таковым. Если говорить о вышеприведенной формулировке, то обратите внимание – (согласно правил русского языка) основное значение стоит впереди, а далее следует лишь дополнение и расширяющее изначальное понятие, то есть в принципе не обязательное и даже не нужное, если вдуматься. Данный термин можно интерпретировать несколько иначе. Скажем так:
Государство — политическая форма организации общества на определённой территории, суверенная организация публичной власти, обладающая аппаратом управления и принуждения, которому подчиняется всё население страны.
Истинная суть определения, вполне способная обойтись без излишних дополнений и расширений – указана в первых словах. Тем более как известно, что дополнения и расширения – могут менять изначальную суть и переворачивать первичный смысл вплоть до противоположного. Если государство – это политическая форма организации общества, то зачем обществу институт принуждения самого общества некоему правителю или правителям? Общества бывают разные, конечно. Но вот возьмем, скажем, общество в виде компании друзей. В данном обществе несомненно сформируются: свои правила, свои порядки (законы, привычки, традиции), несомненно выработается некая организация общества, некая структура взаимодействия, некое распределение ролей и обязанностей. Но все это произойдет (пусть и на простом уровне) на основе взаимного согласия и общепринятого решения, на основе добровольных инициатив участников общества. И пожалуй, ни в одной компании друзей никому и в голову не придёт обязательно – “назначить главного” и разрешить ему бить остальных, если те что-то сделали вне установившихся правил. Нет, конечно, если кто-то из компании что-то “накосячит”, например украдет вещь у другого, он может получить по шее и заслуживать прощение придётся. Но это будет общим решением и с общего согласия, а не по принципу – “я решаю за всех, и кто не согласен тому по шее (в тюрьму, штраф, на дыбу, на галеры)” А коли в компании друзей попробует завестись “царь” и начать командовать остальными, то по шее получит скорее он сам. Почему же в большой компании все иначе? Нам объясняют, что по-другому не получится. Мол, всегда найдутся паршивые овцы. Да найдутся. Но, к сожалению, есть и иная закономерность: место “царя” и его приближенных является магнитом для “паршивых овец” – ох как часто они туда пробираются. Именно потому, что там выгодно и потому, что там им никто не запретит делать что им угодно, а напротив – они будут решать что и как делать остальным. Тогда в чем логика: устанавливать право кучке командовать остальными, чтобы “паршивые овцы” не напакостили, когда они могут и постараются сами стать теми, кто командует?
Государство – (именно) политическая организация общества, политическая самоорганизация общества, и никакого отношения к принуждению и подчинению эта самоорганизация иметь не должна. Давно пора сформировать новое определение понятия государства, новое отношение общества к этому термину и новое устройство на основе этого отношения. Определение должно звучать так:
Государство – общественная, хозяйственная и политическая организация общества на определенной территории, полностью подвластная и подконтрольная населению этой территории, созданная обществом для осуществления хозяйственных, экономических, социальных и иных нужд общества за счет общественных средств.
Таким и только таким должно быть истинное понимание и истинное значение слова “государство”. Только такое его понимание позволяет избежать наличия “паршивых овец” на царском троне, а с теми “овцами”, которые на равных правах – общество как-либо справится и без “всеобщего принуждения подчиняться приказам того, кто на горе царем нарекся”.
Более подробно об идеологии социал-либертанства можно узнать на партийном сайте “Ч.Г.В.Н.”
И не забываем подписываться на наш канал.
И другие ресурсы “Вечевого Набата”
Youtube-канале “Вечевой Набат”
Другие мои ресурсы:
Сайт правозащитного фонда ФППД “Факел Свободы”
Мой персональный stihriona.com
Моя книга о социал-либертанстве на Литрес.
Группы в ВК :