Мой ДЗЕН, Статьи

Мораль – извращенное сознание?

Scale 2400 (8)
33

Мораль – извращенное сознание?

17 августа 2021
Моя статья публиковалась ранее на ДЗЕН канале “Вечевой Набат”

Поговорим о “духовности”. Сейчас довольно любимая многими тема: порассуждать о морали, духовности, высших сферах бытия и прочих прелестях нематериального плана. Вернее, даже больше о том – “как низко пала духовность в современном мире” и о том – “что нужно все сие благолепие срочно возродить и поднять до небес”. На уровне практически подсознательном у нас закреплен ярлычок – при слове “духовность” или “мораль” кивать головой и говорить: “Да-да, это хорошо… дайте две”. А при любой критике в эту сторону, тут же начинают обвинять: мол, все “для таких как ты – что значит всех убивай, грабь, насилуй гусей?” Пардон, давайте немного разберемся в том, что есть что для начала.

Начнем с самого слова “мораль” как такового. Что это слово значит? При попытке найти четкое определение этого слова мы его просто не найдем (в отличии от любого другого определения). Попросту нет единого и общего понимания, что такое мораль. Впрочем, приведу несколько примеров (в сокращенном виде) определений, которые можно найти.

Мораль — принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений.

Мораль – это условная концепция правил, принципов, оценок, норм, базирующихся на парадигме оценок злого и доброго, которая сформировалась в определенный период времени.

Мораль – это система исторически сложившихся требований, норм и правил поведения человека.

Исходя из вышеописанного мораль – это некий набор стереотипов поведения “положенных” в том или ином обществе, в тот или иной период. Нет какой-то возвышенной, всеобщей, мировой, общечеловеческой “морали”. Есть узкоспециализированные нормы поведения принятые отдельно взятым обществом. Особо обратим внимание на фразы: “принятые в обществе представления”, “условная концепция”. Мораль – это искусственная система установленных правил, которые считается “плохо” нарушать или не исполнять. Причем набор этих правил может быть самым разнообразным. Он меняется: в зависимости от времени, места, от принадлежности данного конкретного человека к той или иной категории населения, сословию, религиозным взглядам, среде, в которой он вырос или жил какое-то время. Представления о добре и зле, о “правильности” – у каждого могут быть свои. И адекватность, как и неоспоримость этих представлений может быть разной. Мораль преступного мира, и мораль древнеримских патрициев имевших рабов и любивших посещать гладиаторские бои – тоже мораль.

Я не пытаюсь призывать к тому, чтобы человек не ставил себе никакие нормы и не ограничивал себя никакими правилами – это невозможно. Живя в обществе, среди других людей, понимая ценность не только своих нужд и желаний, но и наличие таковых, и ценность их у других людей, человек просто не может не ставить рамки своих “хочу”, иначе он будет исторгнут обществом – пытаясь делать то, что не хотят другие.

Если уж говорить о морали, то следует понимать ее условность в первую очередь. Понимать что-то, что “аморально “для одного может быть вполне согласовано с моралью другого. Не стоит возводить некий абстрактный принцип на пьедестал и тем более пытаться навязывать его остальным. В качестве примера бессмысленности некоторых норм можно привести следующее – большинство женщин с визгом спрячется и будут ругаться на мужчину (некоторые даже на мужа), если он зайдет в помещение, где она переодевается в нижнем белье, правильно, это ведь аморально, чтобы ее увидели в “таком виде”. Но, пардон, та же женщина без малейшего стеснения будет загорать на пляже в купальнике, который может даже меньше скрывать ее тело, чем нижнее белье, в котором она смутилась. Но насколько осмыслен сам факт? Это, конечно, не значит, что женщины должны переодеваться у всех на глазах, но мы зачастую даже не задумываемся о привитых нам нормах-стереотипах, бессмысленно следуя им.

Основываться в своем поведении нужно на разумности действия, исходя из уважения к другим, и ценя их потребности и желания не менее, чем свои собственные. Пока действия другого человека не приносят никому вреда и не мешают осуществлению ваших собственных действий, Вы не имеет права указывать ему – что и как он должен делать, ведь его действия касаются только его самого и тех, кого эти действия устраивают. В равной степени и другие люди будут относиться к вам так же. Иной морали быть не может. Не вреди другим и не навредят тебе, уважай других и будут уважать тебя.

В современном же мире “мораль” гипертрофировали в свод придуманных кем-то правил: почему-то обязательных к исполнению всеми. К слову “мораль” еще привязали слово “духовность” – понятие еще более абстрактное и неопределенное, чем само слово “мораль”. Нам вменяют обязанность во имя “духовности” следовать “морали” – причем зачастую те люди, которые сами не имеют представления ни о том, ни о другом, либо имеют эти представления в крайне извращенном виде. Морально убить или избить того, кто “аморален” в их глазах. Морально поливать грязными словам того, кто не соблюдает имеющиеся в твоей голове принципы. Это мораль? Если она такова в современном представлении, то к черту такую мораль!

Как обещалась, начну рассказывать (вести "ликбез") по поводу разных направлений феминизма. И начну, наверное, с либерального феминизма.-4
Как обещалась, начну рассказывать (вести "ликбез") по поводу разных направлений феминизма. И начну, наверное, с либерального феминизма.-5

Другие мои ресурсы:

Сайт правозащитного фонда ФППД “Факел Свободы”

Мой персональный stihriona.com

Моя книга о социал-либертанстве на Литрес.

Youtube

telegramm

Группы в ВК :

“Правильный феминизм”.

Моя “персоналка”.

3 комментария на “Мораль – извращенное сознание?

  1. consectetur inventore vero doloremque fugiat vel quae molestiae neque aut. possimus dicta iusto fugiat totam et quisquam maiores dolorum optio cum sit et inventore itaque. sit quisquam consequuntur voluptates aut porro molestias aut a. et sit vel dolore illo omnis ratione eligendi velit voluptatem eos error maxime magnam. provident sed tempora qui dicta corrupti repellat.

  2. qui non laboriosam ut nam maxime impedit molestias neque tempora et et blanditiis. dolores cupiditate voluptate magni tempora dolore qui minus ut optio et distinctio inventore.

  3. natus quis ex corporis accusamus commodi voluptatem et cumque et atque consectetur quia eaque eius. reprehenderit et placeat deserunt adipisci voluptatem corporis asperiores.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *