Эволюция государственного строя или деградация элит?
Ну для начала, что такое “власть” и откуда она взялась? Сейчас все это рисуют какой-то сказочно-небыличной формы. Мол, сидели-сидели дикари в пещере, друг дружке морды били по вопросу, кто ближе к костру сядет и чей последний кусок мамонтятины. Потом вдруг – хоп! И осенила их гениальнейшая мысль – давай над собой вождя поставим, мы все глупые, он мудрый пусть руководит и всем нам приказывает, а мы подчиняться будем. Да нет, не так все был. Ну начнем с того, что вождь не совсем “власть”, вернее, даже совсем не “власть”. Вождь, как правило, самый опытный и самый умелый охотник. Я сейчас про племенного вождя ранних времен говорю, а не про вождя поздней античности – раннего средневековья, который себя дружиной окружил и в короли намылился. Кто есть вождь изначально? “Король”? Фиг там! Распорядитель охоты. Ну и в случае войнушки с соседним племенем, и этой “охотой” так же заведует (какая разница в кабана или воина соседнего племени копьем тыкать?)
Реальной власти у него мало. Командует только на охоте или во время войны-похода. У костра, когда племя отдыхает, он такой же рядовой соплеменник. Ну разве что больше уважения вызывает у остальных и к нему могут прислушаться. Да и то на той же охоте его слушают не потому, что ” я так сказал”, а потому, что знают реально разбирается лучше остальных, на опыте доказал. А вот спрос с него велик. Его первый удар на охоте, сама охота от него зависит. Не смогли добычу поймать, кто виноват? Вождь! Задача вождя обеспечить выживание племени: добыть пропитание, защитить, найти наиболее удобное место для стоянки. За то и уважение. Не справляешься? Подвинься – другой порулит. Кто посообразительнее и более толковый или более удачливый.
Однако жизнь изменилась. Люди, помимо охоты, придумали животных выращивать под присмотром, всяких детенышей тащить в племя и откармливать, а потом и стада постоянные уже пасти. Потом вообще какой-то растяпа зерно в землю собранное закопал да и забыл где, а оно возьми и прорости. Додумались выращивать всякую растительность, чтобы пожевать. Охота стала занимать все меньше и меньше важного места в жизни племени. Стала скорее развлечением и приятным дополнением к столу. Урожай уже не от вождя и его сообразительности, а больше от погоды зависит. Вождю осталось только защитой племени заниматься, а защищать чего стало больше. Вокруг полей построили дома, обзавелись скарбом всяким, в амбар зерно сложили. Всегда найдутся желающие что-либо отобрать из соседних племен. Да и по придумали всякого. Метал плавить научились, луки и стрелы изобрели, щиты всякие с доспехами. Чтобы с таким противником справится кликнуть земледельцев с поля с их мотыгами уже недостаточно. Чтобы отбиться нужны воины умеющие это делать. А одновременно и в земле сутками ковыряться и мечем махать не очень-то получается. Вот и оброс вождь дружиной. И разделилось племя на крестьян и знать. Знать взяла на себя роль защитников племени. Мы мечами машем, а вы землю пашите и нас кормите. У вождя, царя, короля, власти стало куда больше. Да и подкрепить ее есть чем, кроме крепкого или мудрого слова, дружинники за вождя пойдут и против других членов племени. Обязанностей у “власти” стало меньше, зато появились права. Пропитание племени теперь не их забота. Напротив, это земледельцы обязаны воинов кормить и содержать. А дело воина мечом махать. Со времен первых городов и до средневековья включительно поменялось мало что. Античные империи отдельный вопрос, они немножко обогнали свое время. Но воину-то нужно? Почет, слава, уважение. Нет, от золота он конечно не откажется, но его толком-то девать некуда. Что средневековому рыцарю, что какому-либо дружиннику готов. Доспех и оружие штука конечно недешевая, но купил и они тебе как бы на всю жизнь, только латать не забывай. Ну замок построит. Не дворец, простите, а каменную башенку с голыми стенами, чтобы от стрел спрятаться. И все, что еще? Пиры закатывать? Так крестьяне бесплатно еды нанесут. Честь, доблесть, умереть сражаясь за идеалы… Все конечно красиво, пусть даже к своим же крестьянам хуже, чем к скоту относишься. Но хотя бы твоя честь заставляет тебя их же жизни ценой риска своей собственной защищать. Это уже не вождь, который обязан заботиться о защите, прокорме и выживании племени, а из прав у него наиболее почетное место у костра. Но это хотя бы защитник. Пусть и в виде рэкетира защищающего “свою корову” от другого рэкетира.
На место аристократии пришла буржуазия и капитал. Вместо наследного родовитого воина, считающего своим долгом защиту народа и имеющего хоть какие-то (пусть порой и кривые) представления о чести, считающего свои права платой за свои обязанности, у власти тот у кого много денег. А денег много не бывает. И деньги рискуя своей шкурой не заработаешь, их можно заработать только рискуя шкурами чужими. Какие обязанности перед народом у нынешних властей в любом государстве? На словах много. На деле… Обязанность власти следить за соблюдением закона… придуманного самими же представителями власти. А вот прав много. Сам принцип “власти” постепенно деградировал: от уважаемого, заботящегося о выживании племени, несущего за это ответственность наиболее мудрого представителя племени до кучки ни за что не отвечающих, но все требующих богатеев и которые уверяют народ, что без них он просто не сможет жить.
Другие мои ресурсы:
Сайт правозащитного фонда ФППД “Факел Свободы”
Мой персональный stihriona.com
Моя книга о социал-либертанстве на Литрес.
Группы в ВК :