Мой ДЗЕН, Статьи

Гетера правившая городом-государством.

Scale 2400 (8)
33

Гетера правившая городом-государством.

19 октября 2023
Статья публиковалась ранее на моем ДЗЕН канале

Сперва несколько слов про древних греков – эллинов, вообще. Стоит сказать, что до того как Грецию подчинил Александр Македонский, какого-то единого греческого государства не было. Было множество различных городов, каждый из которых являлся самостоятельным государством со своими законами и своим образом жизни. Большое количество городов, зачастую воевавших друг с другом. Но не всегда. Иной раз вполне друживших и торговавших. Греки расселились не только на территории нынешней Греции. Их города-полисы стояли по всему известному тогда миру: в Сицилии, на юге Италии, в Африке, по берегам Черного Моря, на многих острова моря Средиземного, на большей части современной Турции. Собственно, на территории нынешней Турции располагался и город Милет – родной город Аспасии, женщины, о которой пойдет речь. Как уже говорилось, у греков города были отдельными государствами и в каждом был свой строй, свое государственное устройство. В Милете правила аристократия, то есть военная знать. Не стану описывать историю Милета, город действительно был еще тот воинственный, но речь не об этом. Аспасия родилась в аристократической семье, то есть по сути на вершине милетского общества.

И еще несколько слов о древнегреческом эллинском обществе. Это было довольно жесткое патриархальное общество, в котором женщине уделялось очень малая роль. Для большинства женщин, для “порядочных” женщин удел был крайне прост – выйти замуж, заниматься домом и рожать детей. Какими-то большими правами женщины не обладали. Более того, у древних греков существовало некое подобие гаремных покоев, которое позже широко использовалось восточными народами. В доме была специальная часть дома – гинекей, то есть “женская часть”. Там женщина и проводила большую часть жизни: готовила, воспитывала детей, принимала мужа. Правда, жена обычно все же была одна, а не как в гареме. Но по “нормам приличия” – женщина не должна была покидать гинекей, если ее муж не позвал, чтобы ему не мешать, ну либо в отсутствии мужа выйти – прибраться или на стол накрыть. А уж из дома выходить без сопровождения мужа или других женщин вообще неприлично. Но, естественно, столь строгие “моральные принципы” соблюдались далеко не везде. В большинстве случаев: женщины свободно передвигались по городу, ходили на рынок, занимались какими-то делами вне дома, даже к подружке зайти поболтать могли вполне. Но более чем зрителями городской жизни их это не делало. Не говоря про какое-то участие в общественной и политической жизни города, девочек даже не считали нужным чему-то учить. Более чем достаточным “образованием” считалось то, что мать научит готовить и убираться.

Сперва несколько слов про древних греков - эллинов, вообще. Стоит сказать, что до того как Грецию подчинил Александр Македонский, какого-то единого греческого государства не было.-3

Но было одно значимое исключение – гетеры. Девушки грамотные, умные, образованные, воспринимаемые в мужском обществе своими и равными, в отличии от “домашних жен”. Вот только “порядочными” они не считались, так как по сути вели более, чем свободный образ жизни и встречались с мужчинами за подарки и финансовое вознаграждение. Но в отличии от более позднего общества в той же Европе, где подобные девушки (опять-таки не без исключений) считались “падшими” и “дном общества”, в Элладе они являлись вершиной общества и пределом, которого могла достичь женщина вообще. О юных годах Аспасии известно не так много. Но известно, что отец дал ей хорошее “мужское” образование. Она изучала: музыку, поэзию, риторику, философию, красноречие, ораторское искусство. Следует упомянуть еще о том, что Милет часто называли городом гетер. В нем было много школ гетер и девушки пользовались большой популярностью. Следует напомнить еще раз, что греки – хоть и относились уважительно к “порядочным” женщинам, но все равно ставили их на положение ниже мужчин, не воспринимая всерьез. Напротив, гетеры в греческом обществе пользовались уважением и имели права не меньше, чем у мужчин. Следует полагать, что отец Аспасии, ее воспитывал как будущую гетеру. В глазах современного человека – это может показаться странным, но тогда это была вполне уважаемая профессия и, к тому же, дававшая доступ к политике.

Сперва несколько слов про древних греков - эллинов, вообще. Стоит сказать, что до того как Грецию подчинил Александр Македонский, какого-то единого греческого государства не было.-4

Именно политика Аспасию и интересовала. Если для большинства гетер их профессия была ремеслом и способом заработка, способом обеспечить свою жизнь, то Аспасию деньги не интересовали. Ну интересовали, конечно, в той или иной мере, но были не главным точно. Хотя Милет и был городом вполне богатым и многолюдным, но культурным центром всех греческих полисов всегда считались Афины. Именно туда Аспасия и направляется. Впрочем, направляется не сразу. Родилась Аспасия в 470 году до нашей эры. Когда она попала в Афины источники разнятся. Одни пишут, что когда ей было двадцать лет. Другие говорят, что было уже тридцать. Но так или иначе, еще в Милете Аспасия покинув родительский дом, закончила образование в одной из местных школ и стала профессиональной гетерой. Более того, еще в Милете она добилась достаточно значимого успеха в своей профессии настолько, что обзавелась своими последовательницами и ученицами, по сути, открыла свою школу. А для того чтобы в городе именуемом городом гетер, переполненном школами гетер, открыть свою школу гетер, нужно все-таки чем-то да выделяться среди прочих. В Афины Аспасия прибыла в сопровождении своих учениц.

Если Милет называли “городом гетер”, то Афины несомненно были “городом философов”. Любимым развлечением афинян были различные философские диспуты, споры, различные собрания, на которых выступали ораторы и философы. В Афинах было множество философских школ. Но и вне школ собирались послушать речи или посмотреть на споры. Для простых “порядочных” женщин на такие мероприятия, в большинстве случаев, вход был закрыт. Но не для гетер. Аспасия активно и с удовольствием внедряется в круговорот философских диспутов, и довольно скоро начинает собирать толпы слушателей выступая с речами на разные темы. Знаменитый философ Сократ восхищается ее умом и красотой. Она довольно быстро оказывается в центре внимания городского общества.

Сперва несколько слов про древних греков - эллинов, вообще. Стоит сказать, что до того как Грецию подчинил Александр Македонский, какого-то единого греческого государства не было.-6

На одном из таких мероприятий Аспасию увидел Перикл. Хотя Афины считались демократическим городом и многие вопросы выносились на решение общих собраний жителей города, но будучи сам ярым сторонником демократии и сделавшим много для установления демократических институтов в Афинах, Перикл по факту являлся правителем Афин. Официально считаясь лишь одним из десяти стратегов управлявших Афинами, он в отличии от остальных бессменно переизбирался 15 раз подряд. Естественно, Аспасия не могла упустить такой шанс. Аспасия и Перикл начинают общаться. И вскорости становятся любовниками. И вскорости Перикл неофициально управляет Афинами, а Аспасия неофициально управляет Периклом. Как минимум об этом начинают поговаривать современники. Впрочем, неудивительно, что Перикл во многом прислушивается к Аспасии и ее советам. Умная, образованная, хорошо разбирающаяся в политике, да еще с ее талантом убеждения, она добивается всего, чего хочет от Перикла.

Сперва несколько слов про древних греков - эллинов, вообще. Стоит сказать, что до того как Грецию подчинил Александр Македонский, какого-то единого греческого государства не было.-7

Аспасия родила от Перикла сына. По законам Афин ее сын не являлся гражданином Афин. Отец отцом, но сама Аспасия гражданка Милета, а не Афин, да и любовница, а не жена для Перикла. Но Перикл добивается официального признания своего сына гражданином Афин. А с Аспасией заключает что-то вроде брака, несмотря на наличие другой жены. Конкубинат – это не совсем брак, скорее, признание официального статуса любовницы, но при том, что любовница имеет все гражданские и имущественные права не отличающиеся от прав жены или почти не отличающиеся. Не подумайте, что влияние Аспасии на Перикла только и ограничивалось признанием ее положения и статусом ее сына. Афиняне, современники Перикла, пишут, что Перикл буквально не мог ступить шагу без Аспасии. В первую очередь в вопросах политических. Аспасия стала не только его любовницей, но в первую очередь политическим сподвижником и советчиком. Именно ее советам приписывается начало Самосской войны. Остров Самос находился недалеко от Милета. И у милетцев с самосцами разгорелся конфликт по поводу территорий и торговых привилегий. Афины вмешались в войну на стороне Милета. Давний соперник и противник Афин Спарта. Противостояние дошло до очередного предела и была развязана очередная война ставшая известной как Пелопоннесская. Астасия считается идеологом создания союза городов поддержавших Афины в войне против спартанцев. К этому союзу в том числе примкнул и Милет. Естественно, более мелкие вопросы городского масштаба тоже не обходятся без ее участия.

Сперва несколько слов про древних греков - эллинов, вообще. Стоит сказать, что до того как Грецию подчинил Александр Македонский, какого-то единого греческого государства не было.-8

Но политика политикой, а об общественной жизни Аспасия тоже не забывает. При поддержке Перикла она создает культурный салон. По-своему нововведение в культурной жизни города. Если афиняне ранее собирались в разных философских школах или на площадях, чтобы пообщаться и пофилософствовать, то Аспасия открывает новые горизонты такого общения. Аспасия приглашает к себе домой. Не просто кого попадя с улицы, а наиболее известных людей города. Известные скульпторы, художники, поэты, философы, приходят в ее салон. Здесь не только возможность в комфортной обстановке побеседовать и поспорить, но всегда накрыт стол, угощают вином. Ну и про доходы свои Аспасия тоже не забыла. Ее еще больше разросшаяся компания учениц не только накрывает стол для философов и разносит вино, но и практикует все то, чему Аспасия их научить успела. Не за “спасибо” конечно.

Сперва несколько слов про древних греков - эллинов, вообще. Стоит сказать, что до того как Грецию подчинил Александр Македонский, какого-то единого греческого государства не было.-9

Отношение афинян к Аспасии разделилось. С одной стороны, они ценили ее ум, ораторские способности и красоту. С другой стороны, афиняне готовы легко смириться с любовными похождениями Перикла, уважавшие гетер как умных женщин, все же чувствовали себя оскорбленными тем, что ими фактически управляет женщина, мало того, даже не афинянка, а милетка. Нашлись и те, кто решил перейти от слов к делу. Аспасию вызвали в суд, и обвинили в содержании притона развращающего умы афинян и расшатывающего устои. Перикл, конечно, это дело замял, но попотеть ему пришлось основательно.

Сперва несколько слов про древних греков - эллинов, вообще. Стоит сказать, что до того как Грецию подчинил Александр Македонский, какого-то единого греческого государства не было.-10

Но в 429 году д. н. э. Перикл умер. Женщина, пусть и гетера, официального влияния на политику все же иметь не могла. Поэтому со смертью Перикла Аспасия оказалась на задворках “политического олимпа”, но это ее не остановило. Нужен мужчина-политик? Будет вам мужчина-политик! Ее выбор пал на Лисикла. Лисикл гражданина Афин, афинский торговец, достаточно уважаемый и достаточно успешный. Лисикл интересовался политикой, но “звезд не хватал”. И ранее где-то в высших политических кругах замечен не был. Аспасия берется за дело не на шутку, уже через год Лисикл становится одним из самых уважаемых людей города и избирается стратегом. Ведомый рукою Аспасии, он имел все шансы стать на место Перикла и возвести, соответственно, на прежнее место и Аспасию. Но вот беда. Еще через год Лисикл погиб во время военного похода. О дальнейшей судьбе Аспасии также мало что известно. То ли после последнего удара судьбы у нее опустились руки, то ли более подходящего кандидата на возведение в политические высоты не нашлось, то ли просто разочаровало ее все это. Упоминание об Аспасии из афинских хроник исчезают. По всей видимости она спокойно и безбедно дожила свои годы в Афинах, но более не “светилась” в высшем обществе. Умерла Аспасия около 400 года д. н. э.

Сперва несколько слов про древних греков - эллинов, вообще. Стоит сказать, что до того как Грецию подчинил Александр Македонский, какого-то единого греческого государства не было.-11

Orig

Другие мои ресурсы:

Сайт правозащитного фонда ФППД “Факел Свободы”

Мой персональный stihriona.com

Моя книга о социал-либертанстве на Литрес.

Youtube

telegramm

Группы в ВК :

“Правильный феминизм”.

Моя “персоналка”.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *