Что такое прямая демократия и чем она отличается от привычного нам понимания слова “демократия” в принципе? Прямая демократия – это прямое принятие решения всеми гражданами. Ну простой пример. Скажем, вот собралась компания друзей просто погулять решили. Начали думать, куда лучше пойти в караоке песни попеть или там, скажем, каток на роликах покататься? Мнения разделились. Решили проголосовать.  Кто за одно, кто за другое, руки подняли. За что больше рук подняли, то и выбрали. Это и есть прямая демократия.Прямая демократия вообще древнейшая форма принятия решений, наравне с монархией. Как бы там короли, цари, рексы и императоры не именовались в древности, изначально это был какой-то сильный вожак, который принимал решение за все племя, вот я так сказал, так и будет, кто не доволен, тому дубинкой по голове.  Вот только не всегда это “дубинкой по голове” срабатывало. Ведь у вожака дубинка одна, а у племени их много. Так что, пока вожак одного дубинкой по голове, другие его успеют десятью приложить. Так что тому же вожаку тоже приходилось на мнение большинства оглядываться. Чтобы потом дубинки лбом не считать.  Так что в большинстве случаев в племени складывалась форма правления, так сказать, при которой был вожак, военный вождь, там верховный жрец или “владыка мира” какой-либо, который имел полномочия решать в определенных ситуациях, там, где решение нужно было быстро принимать, допустим, на войне или на охоте.  Там, где времени на то, чтобы всем решать и спорить не было.  Но важные вопросы для племени решались всеми вместе.Нет, конечно, это самое “всеми” было тоже разное и по-разному. С развитием земледелия установился патриархат и женщины при патриархате вообще ничего не решали.  Где-то появились рабы, которые тоже, естественно, ничего не решали, где-то начали придумывать касты или их аналоги, кому и что можно, кому и чего нельзя, решать. Но в основном все же это было решение всего племени (пусть хотя бы решение всех мужчин племени). Вожаки до поры до времени ограничивались командованием воинами. И чем чаще воевали с  соседями, тем больше значение принимали воины. Мало того, что они становились защитниками племени, так еще во время походов и набегов, грабежей и разорения соседних поселений, получали прямую финансовую выгоду – богатели в сравнении с с другими соплеменниками.  В конечном итоге князь (царь, вождь) и его дружина стали заниматься все больше места в жизни племени и становиться все сильнее.  Изобретение земледелия заставило земледельцев осесть и привязаться к земле. Дало смысл откупаться от грабителей налетчиков соседей – лучше отдать часть урожая, чем потерять все; проще нанять “защитников”, чем они же тебя разграбят. Знать стала подчинять не только простолюдинов в своем племени, но и соседние племена, формируя государства.  Племенные собрания стали оттесняться знатью, на первое место вышел их “заменитель” собрание воинов, собрание знати, собрание дружинников. На Руси такое собрание называлось Боярской думой – совет старших дружинников при князе.

В некоторых местах в такие советы стали допускаться представители других сословий, представители других городов, племен. Так возникла “представительская демократия”, полностью вытиснившая прямую демократию всенародных собраний. Вытиснившая не потому, что оказалась более эффективной или прогрессивной, а потому, что ее носители были в прямом смысле наделены большей силой. С той поры государство держится на силе, на силовых структурах, принуждающих подчиняться “государю” – будь то царь или президент. А мнение народа обычно никто не спрашивает, все решают “представители”,  своего рода “знать” получившая право решать за других. Таким образом слово “демократия” скомпрометировало себя перестав иметь какое бы то ни было отношение к “власти народа”, став властью избранного меньшинства управляющего большинством.

Те, кто говорит, что в современных условиях прямая демократия невозможна лукавят, либо не понимают о чем речь.  Примеры прямой демократии существуют и поныне, и возникают время от времени. Швейцария, где большинство вопросов решается референдумами. Ливийская Джамахирия, где на местах управляли местные собрания, именно всенародные сходы.  Для решения важных вопросов в стране и сейчас проводят референдумы в различных странах. Другой вопрос, как и насколько честно их проводят. В  том числе референдумы проводят и в России, к сожалению, слишком редко.

Прямая демократия  не требует собрания всего народа на одной площади, это действительно невозможно. Невозможно не только в рамках всей страны, но даже в рамках большого города. Но есть такой всенародный способ решения вопросов, как референдум.  Референдум – это прямая демократия.  Чтобы не решать вопросы каждый день должны быть простые и редко изменяемые законы. В случае крайней необходимости проводится референдум по изменению закона. Законодательные собрания упраздняются за ненадобностью.  Так и только так может выглядеть власть народа. Если народ передает власть в руки “избранных представителей”, он теряет власть.