Мой ДЗЕН, Статьи

“Дикость толпы” или высокая культура вечевой республики?

Scale 2400 (21)
33

“Дикость толпы” или высокая культура вечевой республики?
29 апреля 2021
Я часто пишу статьи о преимуществах народовластия, именно прямого народовластия, а не “представительской демократии”, которая к власти народа не имеет никакого отношения. И естественно, мне постоянно возражают читатели. В основном возражения сводятся к тому, что мол, как толпа без “головы” может управляться самостоятельно – мол, пойдет разброд и шатание, анархия одним словом, и каждый будет тянуть одеяло в свою сторону. Эта стойкая убеждённость привитая “правильными демократическими взглядами” в народе бытует очень широко. Нас за долгое время такого образа власти приучили считать, что народ без власти над ним – неких представителей-специалистов, не способен на самоорганизацию и превращается в толпу “охлос”.

Немного взглянем в историю. В нашу российскую историю. XIII век. Новгородская вечевая республика. Сейчас хочу поговорить: не об устройстве самого Вече, не о правах и не об обязанностях. Хочу поговорить об уровне культуры.

Итак, тринадцатый век. Европа – везде правят монархи. Разве что генуэзская республика выделяется, но там и порядки чем-то на Новгородскую похожи. В Англии зарождается то, что стало прообразом современной “представительской демократии” – создан первый сословный парламент. В остальном Англия мало чем отличалась от остальной Европы. Сравним: продвинутая Англия, как и вся Европа имеет весьма относительное понятие о грамотности. Нет конечно, в той же Англии работает два университета, не стану рассуждать об уровне образования в XIII веке, но университеты всегда были элитарным образованием: либо для детишек сильных мира сего, либо для умников изредка выскакивающих из толпы. Большая часть население вообще не знала – что такое образование, и речь не только об Англии. Крестьянину пахать грамотность не помогает. Да и получать образование было собственно негде. Университеты-университетами, а вот со школами напряженка была заметная. В основном обучением населения занималась церковь. Учили при монастырях, где-то школы при церкви открывали. Но учили-то чему? Правильно: в первую очередь – молитвам и богословию. Ну читать и писать еще, чтобы библию сам прочесть смог. Да
и не везде такая учеба была. Большинство крестьянских детишек учились родителям в поле помогать, а не молитвы на латыни зубрить.

Совсем другая картина складывалась в Новгородской Республике. Тот же самый XIII век. Уровень грамотности был более чем высоким. Конечно может университетов там и не открыли, зато читать-писать умел практически каждый. Если в это время в Европе грамотный человек ценился – одним наличием грамотности, мог обеспечить себе нормальное существование, скажем став писцом при каком-либо графе, который кстати, и сам-то мог не уметь писать – то в это время в Новгородской Республике детишки писали друг другу письма о всякой детской ерунде.

Я не к тому, чтобы потыкать пальцем в Европу и сказать какие они такие-растакие. Я к тому, что обратите внимание на следующие факторы: если в это время в Европе грамотность была престижным явлением – а все, что престижное должно касаться только элитарных слоев общества, дворянства и духовенства. А холопы, ну что с холопов? Пусть землю пашут, зачем им это? Вечевая Республика: несмотря на то, что существовали и бедные, и богатые – но каждый имел право голоса, и каждый считал необходимым научить своих детей – писать, читать, считать. Пусть не было знатных университетов, но народное образование работало. Работало не с подачи князя-батюшки и не стараниями монахов, а сам народ считал необходимым овладевать грамотностью и передать ее детям. Как-то мало похоже на “хаос и анархию – творимую охлосом”.

Речь о том, что если народ вручает свою судьбу в руки правителей и позволяет им решать за себя, то они и решают, как выгодно им, какими бы эти правители не были. Всегда найдется причина выковать лишнюю сотню щитов, а не открыть школу для крестьян. Когда народ правит сам, не ждет воли и соизволения – тогда он и решает, что нужно самому народу. Не ждет, когда же наконец кто-то сверху что-то сделает для народа, а берет и делает для себя сам. Такова истинная народная власть, и такова жизнь при Вече. Пример у нас был. Только потом о нем забыли. Вече разогнали и установили суверенное право царя-батюшки решать, а крестьяне снова стали расписываться крестиком.

Статья публиковалась ранее на моем прежнем ДЗЕН канале

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *