Мой ДЗЕН, Статьи

Про дискриминацию.

Scale 2400 (27)
33

Про дискриминацию

3 февраля
Статья публиковалась ранее на моем ДЗЕН канале.
Немного порассуждаю про дискриминацию. Дискриминацию вообще и в общем.

Немного порассуждаю про дискриминацию. Дискриминацию вообще и в общем. Частенько, когда я начинаю поднимать подобные темы, мне начинают доказывать, что такого явления вовсе не существует, по крайней мере, в данный момент и у нас уж точно. Мол, законом установлены всем, для всех равные права и все такое прочее. Законом много что установлено. Но закон законом, а жизнь жизнью. Да и иной раз мы сами не замечаем каких-то вещей, просто потому, что считаем это “нормой”. Ну было “так всегда”, чего глупости какие-то говорить, зачем что-то менять? Да и так все нормально! А если где-то что-то было когда-то, то уж явно не у нас, не сейчас, да и было ли вообще, нынешнего времени сие не касается. Но сам принцип дискриминации настолько глубоко въелся в наши кости и кровь, что мы зачастую либо не видим элементарнейших вещей, либо видим то, что касается лично нас не замечая ничего другого. И, к сожалению, дискриминация шагает рука об руку с человечеством с древнейших времен и продолжает шагать в ногу и сегодня. А началось все с простого разделения свой-чужой. Вот члены моего племени, ну тут понятное дело, все хорошие, все дружбаны, все родственные души. Нет, ну есть конечно и среди своих те, кому хотелось бы кулаком в морду или даже дубинкой по голове, но свои же! Не станешь. А вон те из чужого племени, какие-то подозрительные уже по факту самого того, что чужаки. И перо в волосы втыкают не орлиное, а воронье и бусы у них не из речных камешков, а из клыков волчьих и говорят они на языке странном каком-то, ни слова не поймешь. Явное дело, что-то недоброе замышляют наверное! С другой стороны, внутри самого племени тоже работал еще один механизм – механизм эгоизма и стремления к власти, к лидерству, к превосходству. Ну многим, бывает, хочется показать, что “он крут”, а другой “лох какой-то”? Смысл этого механизма по-своему оправдан, так как закрепился в поколениях. Тут все просто, смог доказать свое превосходство получил доступ к привилегиями. Соответственно, и твои детишки более сыты и тебе первый кусок при дележе, и можно “чужими руками жар позагребать” свои не пачкая и не обжигая. Одним словом, бонусы сплошные. С усложнением общества и с тем, что разным племенам пришлось жить бок о бок, объединяясь в городах и странах, эти стремления доказать свое превосходство над другими, с одной стороны, и желание держаться “своих” защищая их, именно их и только их интересы, вылилось в дробление общества на разные группы – касты, варны, классы, сословия, которые в свою очередь тоже делились на некие общности закреплявшие в нашем разуме стереотипы, которые живы по сей день. Ну достаточно вспомнить те же “научные изыскания” конца 18 – начала 19 веков, когда вполне себе дипломированные “ученые”, на основании вполне вроде бы научных исследований пытались доказать, что представители негроидной расы чуть ли не обезьяны, а не люди. Пока мы сморим на человека как на человека, мы с ним мило общаемся, находим общие точки соприкосновения, может быть, даже вполне можем подружиться. Пока не всплывает вопрос, ” а с какого района пацанчик?” В самом широком смысле этого слова.

Вот, казалось бы, общаются два человека вполне себе мило и даже весело. Вдруг в разговоре всплывает, что один из них, скажем, еврей, у другого тут же в мозгу просыпаются все стереотипы почерпнутые из анекдотов про евреев и вроде бы тот же человек и вроде бы то же общение, но что-то неуловимо меняется как-то уже смотрится и воспринимается иначе. Ну или вот вам иной пример с историческим антуражем. Два молодых дворянина во Франции, времен мушкетеров, встретились в какой-то придорожной таверне, разговорились, сели за один стол, чуть ли не в дружбе стали друг другу признаваться, тут узнают, что один католик, другой гугенот… Хорошо, коль за шпаги не схватились, а быстро похолодев друг к другу вежливо поклонились и разошлись. Когда мы привязываем человека к какой-то группе и начинаем его определять с точки зрения установок своей группы меняется и отношение. Приведу еще один пример в иной плоскости. Встретились двое незрячих, тоже разговорились, даже сошлись на общей принадлежности к одной группе людей. Все замечательно. Потом вдруг выясняют, что один из них “белый”, второй “афроамериканец”. Никак их общение не изменится? Ну сейчас может не кардинально, а лет 50 назад довольно заметно могло поменяться.

Миром правит стереотип. А стереотип – это отличительный признак идентификации отдельной группы. Человек самоидентифицирует себя с определенной группой (неважно, по каким признакам и по каким причинам) и включаются все стереотипы восприятия как им самим самого себя, так и восприятия общества относящегося к этой группе. Из разряда все полные – добрые, все рыжие – веселые, все “готы” мрачные, все русские любят выпить… Стереотипы не только становятся “маркером” определенной группы, но и формируют реакцию, стереотипную реакции других групп на представителей этой группы. Причем довольно часто эта реакция становится агрессивной, негативной. Негативным может стать “маркер” любой группы. Вчера никому нет дела до этой группы, завтра она становится целью агрессии других групп. Неважно, это еврейские погромы по национальному признаку, “охота на ведьм” по принципу причастности (или мнимой причастности) к некой группе, или “учение уму разуму” представителей молодежных субкультур “правильными” (в то же время сами эти “правильные” в той же степени являются представителями субкультуры только иной). Дискриминация может проводиться по любому признаку, включать любой “маркер”. Далеко не всегда это проявляется в форме открытой агрессии и активного давления. Иной раз дискриминация может принимать формы “покровительства” и поддаваться как “забота”.

Именно “заботой” “как о детях малых” оправдывали европейские колонисты захват земель в Америке, Африке. Они “несли цивилизацию” и “оказывали помощь”. В более поздние времена так же “оказанием помощи” “слабым” странам занимались те же США. По сути навязывая и диктуя свой образ жизни, свои правила и порядки, и попутно получая финансовые выгоды от своей “заботы”. Столь же покровительственный тон и такая же “забота” стали стереотипами в отношениях мужчин и женщин. Женщины поставлены на уровень “слабых”, что подразумевает не только физические характеристики. “Слабость” женщин прописывается во всем: “все женщины плохо водят”, “все женщины не разбираются в механике”, “женщина не способна обойтись без мужчины, мужской помощи и заботы”. Намерения воспринимаются самыми что ни на есть благородными и альтруистическими, причем и мужчинами “защитниками” и женщинами “защищаемыми”. Привитые многовековым воспитанием и “привычностью” стереотипы заставляют женщин самих принимать эти маркеры как “безусловные”, вместо того чтобы выкрутить перегоревшую “пробку” (предохранитель) и заменить на новую в электросчетчике. Стоять оглядываясь в поисках мужчины, который это сделает. Искать “крепкое плечо”, в которое можно поплакаться и прятаться за “каменной стеной”. Зачастую даже не понимая, что принимая эти знаки внимания и помощь в мелочах – мы укрепляем стереотипы, на которые потом сами же возмущаемся. С чего вдруг “все бабы дуры?”, с чего “не бабское дело?” Да с того, что принимаем роль “маленькой и беззащитной перепуганной лани”.

То же касается любой иной сферы. При виде “важного начальника” мы молчим и боимся рот раскрыть. Включается все та же старая игра “смерд, холоп не смеет перечить господину”. И ведь тоже “большой чиновник” заботится о населении, “слабый” беспрекословен перед “сильным”. Мы смиренно терпим свои негативные стереотипы, той группы, к которой мы оказались причислены по тем или иным причинам, вместо того чтобы сбросить их. Вместо этого мы ищем другую группу “более слабых”, чтобы “оторваться” на них. Устав от подавления мы не боремся с подавлением, а компенсируем его подавляя других, переводим стереотипы на тех, кто не отвечает нам и безмолвствуем перед теми, кто заставляет молчать нас. Но суть на самом деле проста. Наша “слабость” как и “превосходство” лишь в нашей голове. Человек остается человеком, независимо от того женщина или мужчина, молодой или старый, с тем или иным цветом кожи, говорящий на том или ином языке, независимо от того слесарь он, бизнесмен, директор или уборщица, панк или “ботаник”, “гламурная чика” или “дярёвня”. Любой человек в первую очередь человек, не больше и не меньше. Прежде чем осуждать или корчить пренебрежительную мину, считать чем-то ниже себя, или выливать иной негатив основанный на стереотипах восприятия той или иной группы, подумайте, ведь вы сами оказываетесь на его (ее) месте только по отношению к другой группе, и вам это положение вряд ли нравится. Дискриминация гнездится в наших головах и питается нашими предрассудками. И помнить об этом нужно не только, когда “пинают” тебя, но и когда сам пытаешься кого-то “пнуть”.

Немного порассуждаю про дискриминацию. Дискриминацию вообще и в общем.-2
Немного порассуждаю про дискриминацию. Дискриминацию вообще и в общем.-3

Другие мои ресурсы:

Сайт правозащитного фонда ФППД “Факел Свободы”

Мой персональный stihriona.com

Моя книга о социал-либертанстве на Литрес.

Youtube

telegramm

Группы в ВК :

“Правильный феминизм”.

Моя “персоналка”.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *