Мой ДЗЕН, Статьи

Духовность. Что это на самом деле?

Scale 2400 (7)
33

Духовность – что это на самом деле?

5 апреля
131 прочитал
Статья публиковалась ранее на моем ДЗЕН канале
Духовность, слово красивое конечно. Затрепанное, но красивое. Звучит-то как «духовность». Аж сразу хочется чего-то такого эдакого возвышенного и парящего над облаками….

Духовность, слово красивое конечно. Затрепанное, но красивое. Звучит-то как «духовность». Аж сразу хочется чего-то такого эдакого возвышенного и парящего над облаками…. Вот только, что это такое, на самом деле, мало кто знает и тем более понимает, как это в жизни должно присутствовать. Говорят нам про духовность много и разного. Только чуть ли не у каждого свое определение и представление, что это такое. И зачастую представление далекое не только от истины, но и от логики как таковой.

Для начала попробуем порассуждать, что же есть такое духовность на самом деле? Пытаться найти это определение в словарях и прочих описательных трудах – не рекомендую, запутаетесь окончательно. Кто-то сразу про религию начинает твердить, мол, вера, все такое прочее. По-своему логично, конечно. Дух, нечто нематериальное, духовность стремление к чему-то нематериальному, к духовному. Более того, к чему-то возвышенному. Казалось бы, вот же есть вера, что может быть менее материальным? К сожалению, вера и духовность не одно и то же. Я могу назвать множество людей, которые являлись атеистами, то есть к вере никакого отношения не имели, но назвать их «бездуховными» вред ли у кого-то повернется язык. Люди высокой культуры с возвышенными помыслами, стремящиеся к идеалам, сделавшие много для культуры, науки, помогавшие людям и не гнавшиеся за собственным благополучием. В то же время могу назвать множество людей, считающих, называющих себя верующими, религиозными, регулярно посещающих церковь и с головой полной цитат из писаний, которые под определение «духовный человек» подходили с очень большой натяжкой, если подходили вообще. Люди агрессивные, скорые на упреки и критику, чванливые, к тому же еще и скаредные в придачу. Таких не знаете? Я вот знаю. Да и сама религия может и говорит много о духовности, но зачастую многие люди и организации связанные с религией от духовности далеки и более направлены на материальные ценности, нежели на духовные, о которых много рассуждают.

Другие люди говорят, мол, духовность есть культура. Не только культура в общем, типа там книги, картины, музыка и тяга ко всему этому, но и культура самого человека как такового, внутренняя культура. Как говорят, внутренние духовные ценности. Да, действительно, человек сам для себя определяет то, что для него важно, ставит какие-то приоритеты и цели. Здесь уже зависит от того, на что направлены эти приоритеты. Но здесь опять-таки путают некоторые вещи. Можно иметь исключительно материальные приоритеты, как, скажем, хорошая жизнь, удобство, комфорт, благополучие свое и близких, при этом быть вполне себе добрым. Сострадательным, помогающим другим людям человеком. Можно такого человека назвать духовным? Я думаю да.

Ну вот к примеру. Живет себе человек, основная его цель и мечта, ну просто хорошо жить, иметь хороший дом, машину, комфортную для него обстановку в доме. У него нет каких-то «возвышенных» идеалов, к которым он бы стремился. Но он не ворует, не подставляет других, не жульничает, не пытается себе сделать лучше через то, чтобы другим стало хуже. Просто много работает и пытается заработать на то, о чем мечтает. Более того, не может пройти мимо, закрыть глаза, когда кому-то нужна помощь. То приятелю денег занял, когда тот в трудной ситуации оказался, не зная, когда тот сможет вернуть, хотя вот чуть-чуть и купил бы себе «нормальную машину», которую хотел. То дальнему родственнику переехавшему в его город помог с обустройством, хотя это отодвинуло его собственную возможность приобрести какие-то вещи, которые он хотел бы, на неопределенный срок. То еще что-то. Хоть этот человек и нацелен на материальные интересы, но все же ставит духовные приоритеты выше, такие как помощь, поддержка, честность.

Другой человек, казалось бы, вроде бы вращающийся в «духовной» сфере, имеющий вроде бы «духовные  устремления», ну к примеру, коллекционер картин, какой-то известный музыкант или писатель (возможно даже пишущий в своих книгах про «доброе, вечное») может оказаться таким скупердяем, эгоистом и себялюбцем, что и не представишь. Культура она как и духовность, не в картинах и не в стихах, не в религии и не в каких-то эфемерных представлениях.

Духовность в первую очередь это приоритеты, которые ставит перед собой человек и на что он нацеливается, к чему стремиться. Духовность это в первую очередь нематериальность сознания. Я не про возвышенные идеалы и не про веру во что-то там. Я про то, как человек видит свою жизнь и что в ней считает главным. Если его помыслы в основном посвящены материи, как бы заработать деньги, как бы их потратить на то, что хочется, какую машину получше купить, какую тряпку на себя одеть. Такой человек вязнет в материи. Его беспокоят в большинстве случаев вопросы исключительно связанные с комфортом проживания и количеством денег или вещей. Я не говорю, что нужно прям все бросать и идти в лес жить, с «цветами общаться» , нет, человек создал цивилизацию, создал комфорт проживания, удобства. Это неплохо. Плохо, когда мысли в основном заняты этим. К сожалению, капиталистическая система, в том числе и капиталистическая система мышления явно не способствует, а противоречит духовности. Конкуренция, борьба, человек человеку волк. Реклама и пропаганда подталкивают к стремлению обратиться, обзавестись все новыми и новыми предметами, которые порой и не нужны особо-то, но зато «престижны». Чтобы все больше покупать требуется все больше работать, а чтобы успешнее работать и больше зарабатывать нужно толкаться локтями и лезть по головам, о какой тут уж духовности говорить?

В этом плане общество СССР было куда боле духовным. Я не восхваляю времена СССР как таковые, много было чего не так и в экономике, и в политике, и в свободе личности. Но материя стояла на последнем месте, ну или почти на последнем, не почиталась как минимум. Стремились оставить свой след в истории, что-то создать, развить, улучшить, сделать что-то первый или лучше других. Не для того, чтобы заработать побольше, заработать на много больше не получилось бы при всем желании, но для того, чтобы «имя прогремело». Это куда более духовный настрой, астрой направленный не на материальные ценности, на ценности духовные, собственные.

Мистика тоже может нести духовный заряд. Я не про то, что многие называют «религией». Капиталистический мир, несмотря на его постоянные разговоры про религию и попытки всех загнать в церкви, дает в этом плане не духовный посыл, а скорее его маску. Сходил разок в неделю свечку поставил, мысленно снял с себя сожаления о поведении в конкурентной борьбе и довольный пошел дальше тыкаться локтями. К мистике не прибегают, мистикой живут. Неважно, связана она с религией или с философией. Мистика говорит, что материя не более, чем пыль под нашими ногами слепленная в разные формы. И разницы между куском золота и куском грязи по сути нет. Мистик поднимается над материальным миром, живет не его ценностями. Мистик не видит ценности в богатстве, в деньгах, в дорогих вещах. Он не стремиться к ним. Опять-таки это не говорит о том, что всем нужно идти в монахи-отшельники, отказавшись от всего и ходить в мешковине подпоясавшись шпагатом. Приведу в пример одну митраистскую легенду.

Духовность, слово красивое конечно. Затрепанное, но красивое. Звучит-то как «духовность». Аж сразу хочется чего-то такого эдакого возвышенного и парящего над облаками….-2

Жил-был один последователь Митры его проповедник, ходивший по горам от селения к селению и говоривший о Митре и его делах людям. Всю жизнь провел он в скитаниях, путешествуя по миру и неся слово о Митре. Всю жизнь был он праведным и не желал лишнего, жил ради цели и идеи, а не ради собственного блага. И вот стал он стар, уже ослаб, но все так же ходил по горам. Однажды переночевав в одном поселке он пошел по-другому, по горной тропе. И вроде бы поселок был недалеко, но шел он весь день и стало уже вечереть. Припасов у него с собой не было, да и одни камни вокруг, прилечь отдохнуть толком негде. Солнце клонилось к закату и стал старик искать место, где бы переночевать. Более-менее разровнял камни и собирался уж лечь на них спать, но тут бросилась ему в глаза уходящая в сторону тропинка, которую он раньше не заметил. Подумал старик слеп совсем стал не вижу уже, надо посмотреть, что там на тропе может поселок недалеко или какое убежище, ну или место хоть поровнее будет где прилечь. И пошел по тропе. Буквально пройдя несколько десятков метров, повернул он за угол скалы и предстал перед его глазами дворец. Большой и прекрасный. Направился старик к нему, с мыслями, ну в таком большом дворце найдется и мне старику место на ночь. Ну или хотя бы во дворе дворца. Подойдя к дворцу однако не заметил старик ни слуг, ни охраны. Осторожно вошел вовнутрь и увидел в зале пиршественные столы заваленные яствами, но нет ни одного человека. Удивился старик, позвал хозяев, но не получил отклика. Подумав, что столь богатые хозяева должны быть щедры и не обидятся, если он что-либо съест и выпьет, присел он за стол и поужинал. Без жадности и не хватая самые деликатесы. Просто утолил голод чем под руку подвернулось. Пошёл старик по дворцу искать кого-либо живого, но никого не нашел. Зато нашел большую мягкую кровать, устланную дорогими тканями и мягкими подушками. Хотел он уже покинуть комнату, где она стояла и поискать что-либо менее броское для ночлега, но тут появилась в его голове четкая мысль, ложись здесь, больше никого здесь нет и не будет. Старик пожал плечами и так как устал за долгий день лег в кровать и заснул. Ночью ему приснился сон. Приснился ему Митра. Митра сказал старику во сне: «Ты верно служил мне. Я решил отблагодарить тебя. Это твой дворец, он для меня, мой дар тебе». Проснулся старик в размышлениях. Сон был это или, правда, сам Митра говорил с ним? Если так, то что ему старику делать со всем этим? Слишком много забот и хлопот с этим богатством, да и не привык он к такому… Только подумал он об этом, как случайно повернувшись задел горевшую у изголовья кровати свечу и та упав подпалила ткани. Старик попытался потушить огонь, но тот лишь больше стал разгораться. Он ели успел выбежать из дворца, как тот заполыхал весь до самой крыши. «Ну вот меньше забот и меньше проблем» – подумал старик и пошел по дороге, чтобы добраться до следующего поселка, как планировал ранее. На его лице не было ни счастья, ни сожаления. Он просто шел, как привык… А с небес на старика улыбаясь взирал Митра и удовлетворенно кивал головой…

Духовность, слово красивое конечно. Затрепанное, но красивое. Звучит-то как «духовность». Аж сразу хочется чего-то такого эдакого возвышенного и парящего над облаками….-3
Духовность, слово красивое конечно. Затрепанное, но красивое. Звучит-то как «духовность». Аж сразу хочется чего-то такого эдакого возвышенного и парящего над облаками….-4

Другие мои ресурсы:

Сайт правозащитного фонда ФППД “Факел Свободы”

Мой персональный stihriona.com

Моя книга о социал-либертанстве на Литрес.

Youtube

tiktok

telegramm

Группы в ВК :

“Правильный феминизм”.

Моя “персоналка”.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *