Мой ДЗЕН, Статьи

Духовный феминизм

Scale 2400 (51)
33

Духовный феминизм.

21 марта
123 прочитали
Статья публиковалась ранее на моем ДЗЕН канале
Ни для кого не секрет, что религии, как минимум, монотеистические религии, такие как христианство и ислам, построены на патриархальных принципах.

Ни для кого не секрет, что религии, как минимум, монотеистические религии, такие как христианство и ислам, построены на патриархальных принципах. Впрочем, многие политеистические религии, которые традиционно не имели склонности к патриархальным взглядам, такие как индуизм, например, сейчас под воздействием влияния широко распространившихся монотеистических религий, так же сдвигают некоторые традиционные “нормы” в сторону патриархальной системы взглядов. Со всем уважением и не пытаясь каким-либо способом оскорбить чувства верующих людей, попробую описать, что же такое духовный феминизм и в чем он конфликтует с устоявшимися религиозными традициям.

Да, духовный феминизм, это религиозный феминизм. Это движение религиозных, верующих женщин, которые не согласны с привычной, традиционной трактовкой религиозных текстов и прививаемых религиозными организациями (церквями) патриархальных взглядов на положение женщины, в первую очередь верующей женщины.

О возникновении духовного феминизма трудно сказать, когда он появился точно, так как движение очень разнородное и разделено на множество различных направлений, как по соответствующим религиям: христианский феминизм, мусульманский феминизм, буддистский феминизм, так и по тому подходу к вопросу насколько и какими именно способами должно измениться отношение к женщине со стороны религии, вернее, религиозных организаций – ревизионистский феминизм, реджектионистский феминизм, или на основе национально-религиозно-территориального объединения, как муджериский богословский феминизм, вуманистское богословие. Сложно сказать, когда первая верующая женщина задумалась о том, что приниженное и подчиненное положение женщины проповедуемое большинством религий не является “нормой”. Кто-то начал задумываться, а так ли действительно “сказано Богом” или это интерпретация церковников? Массово это движение, принято считать, стало проявлять себя в 60-70 годы 20-го века.

Основные моменты, которые разделяют большинство духовных феминисток не зависимо от поднаправления. Это мнение, что подчиненное положение женщины по отношению к мужчине придумано не Богом, а церковниками. По их мнению Бог не мог делать различия для своих творений и изначально все люди равны перед богом, независимо от пола или иных особенностей, как нация или раса. Соответственно, духовные феминистки выступают против тех религиозных ограничений, которые установлены теми или иными конфессиями в адрес женщин. В частности к таким относится запрет на то, чтобы женщины могли становиться священнослужителями, утверждение, что женщина и мужчина обладают разными правами, многие выступают против вмешательства церкви в отношении абортов, так как считают это правом женщины. Впрочем, другие духовные феминистки разделяя мнением о равноправии мужчины и женщины в иных правах, в том числе и в праве быть священнослужителями, считают аборты греховным деянием и выступают в поддержку их запрета.

Христианский духовный феминизм. Феминистки-ревизионистки выступают за пересмотр священных текстов и гендерно нейтральную трактовку библейских писаний. Они считают, в том числе что Бог, как и ангелы, существа бесполые, а следовательно, некорректно говорить о них исключительно в мужском роде. Феминистки-реформистки, в качестве основного своего требования, выдвигают равные права на участие женщин в религиозной деятельности, на право быть священнослужителями. Некоторые более либеральные протестантские конфессии пошли на уступки требованиям реформисток и сейчас в ряде протестантских церквей есть женщины-священники. Феминистки – духовные революционерки и реджектионистки полностью разуверились в существующих религиозных организациях, считая их погрязшими в патриархальном “болоте” и говорят, что требуется глобальная реформа существующей церкви (церквей), либо создание новой принципиально основанной на другом гендерном подходе религиозной организации.

Исламский духовный феминизм. Исламские страны довольно разнообразны. В том числе различается и положение женщин в этих странах, от попыток установления традиционного положения женщин обязанных скрывать лицо и находится под присмотром мужа или других родственников, заметного ограничения в социальных и общественных правах, до вполне лояльной к женщинам структуры общества “европейского образца”. Соответственно, и основные требования исламских феминисток отличаются в зависимости от страны. В любом случае они считают, что в священных текстах нет прямых указаний на то, что женщина должна быть покорна и зависима от мужчины, должна ограничиваться в правах в сравнении с мужчиной. Они считают, что в глазах Аллаха все мусульмане равны, независимо от пола. Если обобщить требования мусульманских феминисток, то в основном они сводятся к равному отношению к мужчинам и к женщинам как в общественной, так и в религиозной жизни.

Иудейский феминизм зашел в некоторых вопросах даже дальше, чем христианский. В общих чертах, конечно, тенденция схожая. Это требование равноправного отношения к женщинам и мужчинам, в том числе и религиозном плане. Иудейские духовные феминистки требуют пересмотра трактовки священных текстов, считая, что роль женщины принижена в писаниях и в истории. Некоторые даже дошли в своих умозаключениях, что в адрес Бога нужно обращаться не “он”, а “она”, утверждая, что Бог – женщина.

Индуистский феминизм. Здесь женщины, духовные феминистки, выступают как раз таки “защитницами традиционных ценностей” и борются против “западного влияния в религии”. Опираясь на древние тексты они доказывают, что боги и богини равно священны и равно почитаемы. Доказывают, что древние традиции индуизма говорят о равенстве женщин и мужчин, об отсутствии патриархальных взглядов. Индуистские духовные феминистки требуют очистить религию от привнесенных западных патриархальных взглядов и вернуться к истинным духовным истокам – дхармических богов.

Буддистский феминизм. Здесь, пожалуй, довольно сильно учение буддистских духовных феминисток пропиталось радикальным влиянием. Хотя буддистские догмы говорят, что все живое едино, именно буддистские духовные феминистки говорят о разнице полов, говоря о духовно-психологической несовместимости женщин и мужчин. Впрочем, буддизм, несмотря на заявляемую общность всего сущего, довольно патриархален, в том числе в плане религиозного служения. Так буддистские монастыри доступны только для мужчин и подразумевается, что достичь “просветления” и “уйти в нирвану” может только мужчина. Буддистские духовные феминистки гордятся тем, что под их давление впервые в Непале была принята в монастырь женщина-монах.

Ну, естественно, официальные религиозные организации в большинстве случаев идеи духовных феминисток иначе как ересью не считают. Впрочем, мир не стоит на месте. Мир меняется. Меняется и религия.

Ни для кого не секрет, что религии, как минимум, монотеистические религии, такие как христианство и ислам, построены на патриархальных принципах.-2
Ни для кого не секрет, что религии, как минимум, монотеистические религии, такие как христианство и ислам, построены на патриархальных принципах.-3

Другие мои ресурсы:

Сайт правозащитного фонда ФППД “Факел Свободы”

Мой персональный stihriona.com

Моя книга о социал-либертанстве на Литрес.

Youtube

tiktok

telegramm

Группы в ВК :

“Правильный феминизм”.

Моя “персоналка”.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *