Мой ДЗЕН, Статьи

Экономические причины освобождения женщины.

Scale 2400 (2)
33

Экономические причины освобождения женщины.

17 октября 2023
Статья публиковалась ранее на моем ДЗЕН канале

Если рассмотреть исторический процесс развития человечества, то становится понятным, что всегда и во всем на первом месте оказывается экономическая выгода и целесообразность. Давайте взглянем с этой точки зрения на положение женщины в обществе и историческое развитие этого положения. Начнем, пожалуй, с времен древнейших. С времен первобытных. Как известно, антропология как наука появилась в 19 веке, в скорости после возникновения скандальной, на тот момент, теории Дарвина и ряда находок останков похожих на человеческие, но не совсем человеческих. Наука стала изучать прошлое человека, его доисторическое прошлое. Ну и, естественно, начала переносить существовавшие тогда в обществе штампы и стереотипы на времена прошлые, давно минувшие. Когда первые антропологи стали описывать древних родственников людей или первых “пещерных” людей, а уж тем более, когда по их описаниям стали сочинять рассказы писатели, мы увидели картинку древнего мира как его представляли люди его описывавшие. Нецивилизованный дикарь? Значит грязный, не мытый, нечесаный, в кое как накинутой на плечи шкуре с большой дубинкой и глупый как пробка, примитивный одним словом. Этот стереотип до сих пор гуляет в головах людей о своих первобытных предках. Хотя довольно скоро начали находить с их останками, и украшения, и расчески из кости и всякое прочее, так что любили они себя и украшать и ухаживали за собой, да и глупыми не были – иначе вымерли бы, не дав возможности появится нам “цивилизованным”. С тем же успехом переносились на первобытное общество и стереотипы викторианской эпохи об устройстве общественной жизни. Всегда племенем правит вождь, какой-то местный царек, которого беспрекословно все слушают. Мужчины ходят на охоту, а женщины сидят с детьми, готовят еду, да шкуры обрабатывают. Но было все тоже не совсем так или совсем не так. Во многих племенах, которые до сих пор сохранили первобытный образ жизни – царит матриархат, или как минимум род занятий не зависит от пола. Первобытные женщины и на охоту ходили наравне с мужчинами и зачастую они же и решали, что и как племени делать, а не “царь-вождь”. Подобный уклад сохранялся в тех племенах и у тех народов, которые не перешли к земледелию. У тех, кто продолжал жить охотой или стал разводить и пасти стада. А даже если знали земледелие, то оно не было основным источником существования, как у скандинавов например.

Scale 2400 (3)
Воительница огузов
Скандинавская воительница

Но в тех племенах, которые перешли к земледелию как к основному источнику существования, уклад жизни стал меняться. Закабаление женщин, развитие патриархата, пошло параллельно с закрепощением крестьян. Под словом “закрепощение” – я сейчас имею ввиду не средневековое крепостничество, а более широкий смысл данного термина, тот момент, когда общество стало разделяться на военную знать и находящихся в той или иной степени зависимости от этой знати крестьян. Племя разбивалось на роды – большие семьи. Каждый род возделывал землю, и старался сохранить ее, и получить наиболее лучший урожай. Крестьянский труд дело тяжелое, физически тяжелое. Тем более с простыми и достаточно примитивными инструментами. Не говоря уже про отсутствие техники, появившейся совершенно недавно. Основным работником стал более крепкий и более физически сильный мужчина. Род старался сохранить своих мужчин в своем роду, держать всех вместе, чтобы проще было обрабатывать землю и проще защищаться если что. Стало нормой: что мужчины остаются в роду, а женщины уходят замуж в другие роды. Поменялось и отношение по половому признаку. Мальчик – будущее рода, его сила и опора. А девочка, девочка уйдет в другой род и для своего, стало быть, менее значима. Имущество рода стало “мужским”. А женщины постепенно стали предметом торга. Понравилась моя дочка? Хорошо, я тебе отдам ее в жены за столько-то баранов или столько-то мешков зерна. Женщина стала существом зависимым: принадлежащим сперва своему отцу, а потом “купившему” ее мужу. Ну чем не рабство? Права? О каких правах речь может идти, если ты даже не можешь выбрать за кого замуж выйти? А вышла: ты в чужом доме, ты пришлая, ты тут никто и твоего тут ничего. Роды со временем поделились на семьи. Но принцип остался тот же. Женщина – дополнительные рабочие руки в хозяйстве и возможный источник пополнения рода-семьи. Таковым положение женщины и оставалось многие века.

Обычай просить прощения у мужа под Новый год.

Во многих местах, в частности в той же “высококультурной” и “высокоразвитой” “джентльменской” Англии, существовал варварский обычай. Перед Новым годом женщины должны были – встав на колени просить прощения у своих мужей за все неприятности и ошибки, которые они совершили за прошедший год. Буквально вымаливать прощение. Про ошибки и оплошности мужа, естественно, никто ничего не говорил. Но именно к этому моменту положение женщины в обществе начинает меняться. Почему?

Если рассмотреть исторический процесс развития человечества, то становится понятным, что всегда и во всем на первом месте оказывается экономическая выгода и целесообразность.-6

Начиная с древних времен, еще со времен античности, время от времени находились вольнодумцы (среди которых были и женщины, естественно) заявлявшие о несправедливости положения женщин. Но эти всплески философских высказываний и трактатов тонули в пустоте привычного “традиционного” уклада быта. Однако происходит два события. Первое – это численность населения начинает быстро расти. Второе – начинается промышленная революция. События взаимосвязанные, к ним следует еще прибавить и открытие Америки. В позднем средневековье Европа достигла предела своего развития как сельскохозяйственное общество. Без изменения качества обработки земли увеличить урожаи было невозможно, а следовательно и прокормить большое население. Открытие Америки дало толчок развитию промышленности, в первую очередь дав новые рынки сбыта и новые территории, с которых можно заводить сельхозпродукцию. Начался рост населения. Появились свободные руки, они были востребованы на растущем производстве. Новые фабрики и заводы давали рабочие места и давали возможность кормиться новым людям. А развитие техники улучшало обработку земли, делая ее проще, легче и эффективнее. Что также увеличивало урожаи. Однако ранний капитализм был заинтересован в увеличении прибылей. И одним из основных способов повышения прибыли – было снижение расходов на производство, в том числе расходов на зарплаты. В отличии от производства гильдий в свое время, работа на фабриках не требовала сложных навыков, рабочих можно было быстро обучить простым последовательным действиям, с которыми мог справиться любой. Женские руки в этом плане ничуть не хуже мужских. А вот платить бесправным женщинам – можно меньше. Ранний капитализм активно вводит женский и детский труд на фабриках. Но именно эта эксплуатация и жадность капиталистов – дали толчок к освобождению женщин. Женщины получили возможность самостоятельно обеспечивать себя, независимо от мужчин. Женщины получили экономическую свободу. Более того, для того чтобы была возможность нанимать женщин на работу были изменены некоторые законы, что дало хоть какие-то юридические права женщинам. С этого момента начало зарождаться женское движение за равноправие. Патриархату и “традициям” пришлось отступить.

Если рассмотреть исторический процесс развития человечества, то становится понятным, что всегда и во всем на первом месте оказывается экономическая выгода и целесообразность.-7

Orig

Другие мои ресурсы:

Сайт правозащитного фонда ФППД “Факел Свободы”

Мой персональный stihriona.com

Моя книга о социал-либертанстве на Литрес.

Youtube

telegramm

Группы в ВК :

“Правильный феминизм”.

Моя “персоналка”.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *