Мой ДЗЕН, Статьи

Эксплуатация радостная и печальная

Scale 2400 (35)
33

Эксплуатация радостная и печальная

2 октября 2021
Статья публиковалась ранее на ДЗЕН канал “Вечевой Набат”
  Эксплуатация.  Мы часто слышим это слово, особенно в связи с политическими идеологиями и главное в связи с работой. Вообще можно само значение этого слова перевести как "использование".

Эксплуатация. Мы часто слышим это слово, особенно в связи с политическими идеологиями и главное в связи с работой. Вообще можно само значение этого слова перевести как “использование”. Эксплуатируем не только мы (различные предметы и механизмы), но и регулярно эксплуатируют нас, когда мы находимся на рабочем месте. Именно в этом плане слово, с подачи социалистов, приняло негативное значение и воспринимается как “выжимают из нас соки”. И действительно, такое понимание присутствует и недалеко от истины.

Устами Маркса слово “эксплуатация” приобрело значение приобретения выгод за наш счет как работников теми, кто к работе прямого отношения не имеет. Ну Маркс, конечно, немного замудренно все излагает, да и рассматривает все под специфическим углом, так что не будем вдаваться глубоко в философию рассуждений этого товарища, а попробуем высказать все более простым и доступным языком. Суть сводится к тому, что рабочий болтает на работе, чтобы заработать заработную плату, но часть его заработка идет не ему в карман, а в совсем другие карманы. Ну и соответственно, вынужден этот гражданин рабочий работать работу на работе большее время, чем ему оплатили. Вот собственно и эксплуатация получается. Ну вернее, переработку по времени неоплаченную Маркс называет “прибавочной стоимостью”, а вот процесс встряхивания выгоды с этой переработки в другие карманы, собственно эксплуатаций. Не все конечно так просто.

Ну начнем с того, что полностью работать так, чтобы с этого никто ничего не получал, получится наверное только у одинокого жителя необитаемого острова, там нет больше никого, а все что он сделает сделает для себя самого. Да и не всегда четко можно определить кто тут эксплуатируемый, а кто эксплуататор. К примеру, деньги которые вместо заработной платы идут на рекламу товара, с точки зрения Маркса явный пример той самой прибавочной стоимости, так как изымаются из заработка собственно создателя товара. С другой стороны, не будет рекламы – товар не купят, так как не обратят на него внимание и прямой производитель товара может получать в качестве зарплаты сам не раскупленный товар, что не очень-то думаю его устроит. Да и реклaмный агент вроде бы как тоже работает, а не просто деньги считает? Впрочем, с точки зрения данной идеи, любой кто не причастен напрямую к производству уже может оказаться эксплуататором. Ну ладно, с Марксом и его идеями, порассуждаем немного о другом.

Эксплуатация штука реальная и присутствующая, причем всегда и везде. Вопрос только в том, как она устроена и насколько жесткая. Если человека все устраивает, и он получает достаточную для нормального существования зарплату, то по большому счету ему как бы и без разницы, что кто-то еще на этом наварится. Но здесь тоже не все так просто. Эксплуатация может быть двух видов, в форме пряника и в форме кнута. Ну и по жесткости разная, от “ну и да ладно” до “вообще писец тундровый”.

Для начала поговорим о эксплуатации радостной, то есть в виде пряника. То что слово “пряник” звучит сладко, еще не значит что он прямо вкусняшка. “Пряник”- это когда человек в принципе вроде бы считает, что все нормально, все хорошо и даже рад этому. Но жесткость пряника тоже может быть на уровне “писца тундрового”, хотя при этом все будут ходить с улыбкой и считать, что все счастливы. Пряник, как правило формируется в виде лапши на ушах и психологических техник убеждения, по сути путем обмана и уверения, что ты же понимаешь – ты счастлив, должен прыгать от радости! Вот пряник можно разделить тоже на два сорта. На капиталистический и социалистический. Да, да, сколько бы последователи товарища Маркса не рассуждали о том – что эксплуатация это плохо, эксплуатацией они тоже занимались, когда у власти были. Но для начала про “злых капиталистов”.

Капиталистический пряник изобрели на Западе. Не важно в Европе или в Америке, но ноги растут откуда-то оттуда. Этот пряник пытались старательно скармливать и нам. Но об этом тоже ниже. Как выглядит эта “вкусняшка”? Все просто. Деньги тебе дают. Даже вроде бы платят хорошо. Ты видишь большие суммы на своих счетах, куда зарплату перечисляют. Более того, тебе подвешивают перед носом как морковку ослу возможность получить еще больше – давай, старайся! Больше работай – больше получишь! Уподобившись вдохновенному ослику, ты включаешь все копыта на максимальную скорость и гребешь к морковке, которая бежит впереди тебя. Видя большую зарплату – ты боишься потерять свое место и стараешься изо всех сил, чтобы держаться. Более того, ну неужели ты рискнешь достигнутым в карьерном росте званием главного помощника заведующего отделом по закупкам сена для отставной козы генерального барабанщика? Ведь еще чуть-чуть и глядишь, может сам станешь заведующим этим самым отделом, а там может лет через десять и до козы дорастёшь… Нет, у тебя сил не хватит отказать начальнику: если он попросит задержаться на часок после работы, взять на дом пару-тройку дел, сделать что-то не входящее в твои прямы обязанности… Ты устаешь как собака, ты носишься как белка в колесе, вот-вот еще чуть-чуть и ухватишь заветную морковку зубами… Но она продолжает ускользать от тебя и нестись в неведомые дали… Ведь карьерный рост всегда возможен! Более того, ты не можешь уже потерять работу не только по причине “хочу!”, но и по причине того, что радостное и счастливое окружение дало тебе много бонусов, плюсов и кэшбэков за которые тебе еще платить, и платить… Все элементарно Ватсон! Молодой и многообещающий специалист, уверенный в себе и готовый к карьерному росту, прошел собеседование и получил высокооплачиваемую работу, с радостью схватил справку с места работы и о размере зарплаты, и помчался выбирать банк из числа наперебой предлагающих ему самые выгодные условия. Ухватил самую шикарную кредитную карту – он теперь король! Он может позволить себе все! Ну как же молодому, многообещающему специалисту без собственного жилья? Ипотека к вашим услугам! Ну почему бы не позволить себе шикарный телевизор или самый новомодный телефон? Конечно можно – это же в кредит! В рассрочку на много лет! Всего-то копейки в месяц выплачивать с такой-то зарплатой, почему бы и нет? Слово “халява” действует на всех как наркотик. Возьми сейчас – заплати потом! Хочется еще и еще. Тем более, что видишь и что получаешь уже прямо сейчас. А платить? Ну будут из зарплаты вычитать – так это когда еще зарплата! А вот когда приходит зарплата, ты понимаешь, что за вычетом всего – что ты “мог себе позволить”, ты получаешь шиш с маслом и тебя ждет увлекательное меню из китайской лапши в брикетах… На ближайшие годы. Ты хочешь заработать еще. Ведь еще что-то новое и необходимое, или “необходимое” появилось. А в необходимости того “необходимого” реклaмные агенты, ох как убеждать научились! Все – ты на крючке. Добровольно и с песней, как говорится. Это, если вкратце, картинка капиталистического пряника.

Поговорим теперь о социалистическом. Да там тоже был пряник. Только другой. Свой. Идейный! У нас все общее, все для народа. Самая замечательная страна с самым счастливым народом. Труд – это праздник! Ладно, пусть будет так – герои труда на доске почета! Ура, товарищи! Ну геройствуем дальше. Все равны и некоторые ровнее всех остальных. Вспомним нашего любезного друга и товарища Карла Маркса. Когда эксплуататор пытается эксплуатировать рабочего, он что делает? Правильно! Заставляет его работать больше за ту же сумму денег, которую ему платит. Знать основы марксизма – дело святое. Возьмём теперь пример из реальной жизни. Мать моего мужа в советское время работала какое-то время на стройке маляром. Лично столкнулась со следующей схемой начисления зарплаты. Нет, зарплата тогда не сдельная была, но была норма которую нужно выполнить, чтобы получить зарплату в положенном объеме, перевыполнение нормы дает возможность получить премию. Не довыполнил, ну прости – ты тунеядец, лодырь, разгильдяй и прочая, и прочая, ну и зарплату подрежут естественно. Или все же носом тыкнут и доработать заставят. Казалось бы замечательная схема! Да замечательная, если не считать одного “НО” – принцип социализма убивший социализм. Несмотря на то, что труд почетен и одно из важнейших правил социалистического сообщества – это экономическое равенство. НУ не могло себе позволить социалистическое общество, чтобы на одинаковой работе граждане получали разную зарплату. Зарплата в принципе примерно одинаковая была у всех, со своими нюансами конечно, но примерно так. Так вот возьмем бригаду тех же маляров. Кому-то стукнула идея получить премию. Шикарно. Включил стахановца и сделал больше, чем положено. Премию получил. И… получил люлей от своих коллег. Почему? Все просто. Цифры привожу условные, не хочу копаться чтобы найти точные данные – главное суть. Скажем, за зарплату в 100 советских рублей маляр должен был покрасить 100 квадратный метров поверхности (условно). Некий любитель премий покрасил 120 м. Этот любитель премий получил 120 р + премию, грубо говоря в сумме скажем 130 р, да еще на доску почета его фото вывесили. Живи и радуйся, казалось бы. Только там наверху товарищи партийцы прикинули, если товарищ смог, сможет и в следующий месяц, а постоянно ему платить больше непорядок – нарушение принципа материального равенства, но если смог он – смогут и другие. И приходит на следующий месяц разнарядка, что теперь за 100 советских рублей товарищам малярам нужно покрасить 120 метров квадратных поверхности (условно). Это не единичный пример, так схема работала на любых советских производствах, почему стахановцев и прочих любителей премий сильно не любили коллеги, несмотря на то – что труд это праздник. Одним словом такая схема и привела к тому, что стало проще изображать работу, чем пахать – все равно получишь одинаково. На том и забили в крышку гроба советской плановой экономики последний гвоздь, ну или первый, потом другие вколотили, не суть. Не узнаете характерное описание принципа эксплуатации по Марксу, и накрутки прибавочной стоимости? Ладно хорошо. Эту тему ранее доводилось затрагивать, один товарищ социалист мне целую лекцию в комментариях прочел, мол, когда эксплуатирует государство – это хорошо, тем более если государство народное (в смысле социалистическое), а когда эксплуатирует капиталист мироед – это плохо. В народном-то государстве все общее! Все деньги на общие нужды! Ну выжали немного, ну и ладно, на общее же благо! Взглянем, однако, немного правде в глаза. Да, во времена СССР, не спорю, были государственные: больницы, школы, детские сады – да все было государственным! И народ, то бишь рядовые граждане за все это не платили (не считая прибавочной стоимости выкачанной государством на общее благо). Вот только основным благополучателем был не весь советский народ, (как числилось официально и в чем старательно убеждали этот самый народ), а любимая и ведущая к светлому будущему партия КПСС (естественно официально партия никакого отношения вообще не имела!) Причем чем выше место было у партийного чиновника, тем более благополучательно он получал, на каждом углу трубили о том, что жизнь все лучше и лучше, только реально она оставалась на все том же минимально необходимом уровне. Хм.. нечто похожее происходит и сейчас, только с немного другим эффектом, про улучшение жизни так же трубят, только она даже не на “минимально необходимом уровне” остается, а куда-то потихоньку катится вниз. А благополучательствуют у нас сейчас …. ой, промолчу.

Кроме пряничной эксплуатации есть и кнутовая. Она честная и откровенная, (хотя тоже не всегда). Наиболее яркий пример кнутовой эксплуатации – это рабовладельческий строй. Когда морковки нет, и обещания что “все для народа” тоже нет. А вот наказаний вагон и маленькая тележка – за любое ослушание. Для рабов это было просто поймали, что отлыниваешь от работы – получи кнута в прямом смысле, ну или даже не поймали, просто так для острастки на всякий случай и чтобы другим не повадно было. Впрочем, времена Древнего Рима и строительства египетских пирамид давно канули в Лету, а с ними и столь откровенные методы. Сейчас кнут по прежнему гуляет по нашим спинам, но уже не в прямом, а в переносном смысле. Ну, вернее как сказать, в переносном… Форма кнута поменялась. Вместо рубцов на спине – мы получаем штрафы, выговоры, предупреждения, ограничения запреты, обязательные меры и снова штрафы. Время от времени кому-то прилетает кнут в виде тюремного заключения, зачастую за “очень страшные преступления” как лайк поста в соц. сети или за то, что мимо митинга проходил и случайно попал под горячую руку силовиков, или в тех же силовиков пластиковый стаканчик кинул, чем наверное причинил неимоверный ущерб не только физический (сквозь всю-то защиту!), но и моральный (вот уж точно!). Но ладно – это как говорится, априори рассуждения ни к чему не ведущие. Кнут он и в Африке кнут, свистит в воздухе, да по спинам хлещет.

Вся красота ситуации в том, что нас принуждают выбирать между кнутом и пряником. Но проблема и кнута, и пряника в их жесткости. Когда эта жесткость адекватная ее можно терпеть. Ну ладно, кто-то получил часть денег заработанных тобой – если тебе это не в ущерб и тебе на все хватает, на все необходимое, если ты не вынужден пахать по 20 часов в день 7 дней в неделю и без отпуска последние пять лет, то вроде бы и пес с ним. Если ты получаешь как все, у тебя есть все социальные гарантии и ты уверен в своем будущем, да и пес с ним с чиновником, который там где-то в ресторанах жирует. Если тебя ждет наказание за серьезный “косяк” , а не за мелочи безобидные возведенные в ранг “страшных преступлений”, то и верно нечего глупости самому делать. Вот только проблема в том, что не важно выбираешь ты (вернее за тебя) хоть кнут, хоть пряник – ты привыкаешь к нему и шаг за шагом проваливаешься все глубже. Взяв один кредит – берешь другой, приняв запрет говорить об одном – принимаешь и запрет говорить о другом. Ты падаешь на колени, и груз набранных тобой уступок склоняют тебя все ниже и ниже.

Таково любое государство, таково устройство общества – скажут мне. И будут не правы. Общество является той основой, которая формирует государство, но почему-то все привыкли к тому, что государство строит общество, подстраивает его под нужды тех, кто оказался “наверху” и присвоил себе слово “государство”. Еще устами французского короля была сказана простая истина, которая видимо засела в головах чиновников всех мастей и стала их лозунгом: “Государство – это я!”. Мысль не больно мудрая на самом деле, потому что государство – это народ. Хотя народ постоянно убеждают в обратном. Именно народ должен быть государством, и только он и может им быть. Только у народа единственного есть право решать – как ему жить. Но за нас продолжают решать партии, короли, чиновники, депутаты, генеральные секретари, плутократы-олигархи. Мы продолжаем оставаться в заблуждении, что “государство – это они!” Нет, не они. Они всего лишь кучка одних из нас, слишком много возомнивших о себе и взявших себе право решать за остальных, убеждающих нас в том, что только так и должно быть. Но должно быть иначе.

Автор: Мищенко И.С.

Добавьте описание
Добавьте описание

Другие мои ресурсы:

Сайт правозащитного фонда ФППД “Факел Свободы”

Мой персональный stihriona.com

Моя книга о социал-либертанстве на Литрес.

Youtube

tiktok

telegramm

Группы в ВК :

“Правильный феминизм”.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *