Мой ДЗЕН, Статьи

Психологические эпидемии.

Screenshot 3
33

Статья публиковалась ране на моем прежнем ДЗЕН канале

Немного истории. Психопатические эпидемии.

23 октября 2020
Сейчас часто вспоминают эпидемии прошлого, вспышки чумы, оспы, тифа, ту же "испанку". Но эпидемии бывают разные.

Сейчас часто вспоминают эпидемии прошлого, вспышки чумы, оспы, тифа, ту же “испанку”. Но эпидемии бывают разные. Немного покопалась в истории и нашла очень интересное явление, которое поражало население Земли в разные периоды времени. Вспышки массового психоза, не имевшие никакого отношения ни к вирусам, ни бактериям, ни к каким-то еще микробам.

Крестьяне Киевской губерни  конец XIX века.

Наверное наиболее известная и официально признанная медициной, как психопатическая эпидемия произошла в 1891-1892 годах в киевской губерне, тогда бывшей частью Российской Империи. Событие вошедшее в историю под названием “малеванщина” . Название произошло от фамилии проповедника Кондратия Малеваного, чьи проповеди и стали причиной массового психоза, и истерии. Сей господин заявил, что скоро “Суд Божий”, и что он спасет людей (разумеется своих последователей). Сперва вокруг активно проповедующего собралась небольшая группа последователей, но потом пошла настоящая эпидемия, местные крестьяне массово переходили в новую секту и совершали довольно странные действия. Так исходя из той логики, что “скоро Суд Божий” , а следовательно модно не работать, да и имущество в “царстве небесном”, тоже как бы ни к чему, крестьяне начали продавать все что могли и пускаться в загул, слушание проповедей вперемешку с конвульсиями, и экстатическими танцами, и безудержным весельем. Некоторые начали пытаться ускорить процесс “попадания на небеса”. Так описывают случаи, когда один мужик поджег дом и с молитвами на устах попытался кинуться в получившийся гигантский костер, его кое-как оттащили. Женщина видимо решила пораньше отправить свою шестилетнюю дочь в “царство небесное”, или уж по какой причине она это совершила, точно не понятно, но во время одного из таких проповедей собраний задушила своего ребенка на смерть. Сам проповедник несколько раз пытался “живьем вознестись на небеса”, для чего взбирался на крышу дома и после очередной проповеди пытался “взлететь”. Так как крестьянские дома были не очень высокими, то каждая такая попытка оканчивалась ссадинами, ушибами, синяками и прочими не очень серьезными для жизни травмами, как минимум, проповедник не возносился ни в прямом ни в переносном смыслах, то есть жив оставался. Несмотря на неудачные попытки “улететь на небеса”, вера в его слова не уменьшалась. Эпидемия психоза охватила массово население Киевской губернии и начала распространяться на соседние. Закончилось все тем, что проповедника отправили в психиатрическую лечебницу и поставили диагноз. Его последователи еще какое-то время потанцевали в ожидании “Божьего суда”, потом поняли, что ничего не изменилось кроме того, что большинство из них лишилось своего имущества. Наступившее разочарование после этого быстро прекратило эпидемию психоза.

Радения

Несколькими годами позже в Орловской губернии вспыхнула новая эпидемия. В городе Супонев (названная на сей раз по месту появления). Сие явление возникло так же на религиозной почве. И сперва не вызывало каких-то нареканий. Объявившийся новый проповедник (некий Василий Д.) начал читать свои проповеди собирая вокруг себя толпы людей (сперва не очень большие). Чтение проповедей сопровождалось ритмичным подергиванием конечностей самого проповедника и его слушателей. В скорости такие движение переросли в полноценные экстатические пляски. Дальше-больше проповедник решил, что сеи пляски лучше проводить, если мужчины переоденутся в женские платья, а женщины вообще останутся без одежды. И стал проповедовать “любовь христову” в самом, что не на есть плотском смысле этого слова. На устраиваемых радениях проповедник стал предлагать “причащение” женщинам в том смысле, как он это стал понимать прямо “не отходя от кассы”. Не возбранялось “причащать” женщин и другим мужчинам, радения стали превращаться в оргии. Кроме того проповедник стал благословлять “духовные союзы”, в которых его последователи выбирали себе мужа (жену) на несколько дней, после чего могли выбрать новых. В отличии от обычной секты это учение начало распространяться очень быстро и приобретать большое количество последователей. Деятельность нового “духовного учения” была пресечена властями, а его основатель и проповедник разделил участь Малеваного, и тоже оказался в психушке.

Китай всегда Китай...

Разумеется такие вспышки массового неадекватного поведения на религиозной почве появлялись не только в России, чем-то подобным могут похвастаться и другие страны. Примерно в то же время в Китае происходили тоже очень интересные события, но здесь уже не столько религия, сколько смесь политики и мистики. Китай находился под давлением иностранных держав, и по сути интересы других стран осуществлялись на территории Китая не особо соблюдая интересы местного населения. Вспыхивает восстание направленное против засилия иностранцев. На фоне этого восстания вспыхивает мистическо-политический психоз захвативший большие территории. Отряды повстанцев идущие в бой сопровождались подростками, юношами и девушками вооруженными только разноцветными флажками. Эти добровольцы шли в бой в первых рядах повстанцев и первыми попадали под обстрел противника, большинство из них гибло. Но те, кто пережил бой становились своебразными святыми, которым приписывались сверхъестественные силы. Их считали неуязвимыми для пуль. Слухи о мальчиках разрушивших мост одним прикосновением, или о победе хорошо вооруженного отряда европейцев только благодаря присутствию таких “святых” в отряде расходились по всей стране привлекая сотни новых волонтеров, как в ряды повстанцев, так и тех, кто пытался стать новыми “святыми”.

цветочный психоз...

Массовый психоз возникал не только на религиозной почве, в 17 веке в Голландии вспыхнула эпидемия, так называемой “тюльпанной лихорадки”. Яркий пример экономического психоза и наверное одной из первых, и наиболее известных экономических пирамид. Эта махинация охватила всю страну и привела ее к тяжелому финансовому краху. В Европу завезли тюльпаны. Эти цветы довольно быстро стали символом богатства и благополучия, так как все состоятельные люди пытались приобрести их для украшения своих садов. Голландцы быстро смекнули, что появился новый и дорогой товар, который казалось будет только расти в спросе. Началось массовое выращивание и торговля этими цветами. Подключилась биржа торгующая заказами на будущие поставки цветов, начались спекуляции. Цена на цветы взлетела до неимоверных высот – луковицы тюльпанов продавали по цене драгоценных камней, это только подстегнуло всех вкладывать деньги в этот новый и казалось бы такой эффективный бизнес… вся Голландия запестрела тюльпанами ( до сих пор тюльпанные поля являются одним из символов этой страны). Но разочарование наступило так же быстро, как и вдохновение. Вскорости спрос на тюльпаны достиг своего “потолка”. Биржевые махинации подогревавшие рост цен и торговавшие в основном “воздухом” (будущими поставками товара) привел к тому, что огромные суммы были вложены в контракты, которые уже не могли ни то, что прибыль принести, но даже хотя бы частично вернуть затраты, цены упали в сотни, потом в тысячи раз. А Голландцы оказались с кучей цветов на руках, которые никому не были уже нужны. Еще долгие годы пришлось восстанавливать экономику, многие семьи оказались разоренными и потеряли все.

Маска для буйных душевнобольных, применяется на ряду со смирительной рубашкой.

Психопатическая эпидемия – это массовое неадекватное поведение людей возникшее по причине экзальтации веры и убежденности в необходимости таких действий, возникает как эффект толпы на примере поведения других, и на основе полной убежденности правильности действий. Причины и поводы могут быть любыми религиозные, экономические, политические.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *