Мой ДЗЕН, Статьи

Вече, о котором мы не знали.

Scale 2400 (18)
33

Статья публиковалась ранее на моем ДЗЕН канале. 

Россия ныне стала активно вспоминать былое, так сказать, традиции разные и прочее. Что же, об одной традиции я тоже частенько вспоминаю и снова о ней поговорить хочу. Тем более что и на “верхах” время от времени ее упоминают. Правда, на мой взгляд, не совсем точно ее с нынешними реалиями связывают. Ну да ладно. Речь идет о Вече. Что такое Вече, наверное, многие знают. Наша история все же. Наиболее известно, конечно, Новгородское Вече, как форма управления Новгородской республики и как последнее продержавшееся аж до времен Ивана Грозного Вече. Собственно, Иван Грозный ему и положил конец присоединив Великий Новгород к своему царству. Тут недавно даже президент упомянул Новгородское Вече, назвав Думу продолжателями традиций оного. Впрочем, говоря собственно о Новгородском Вече, тем более о его последней завершающей фазе существования, пожалуй, такое сравнение более чем уместно. Но вот проблема в то, что когда упоминается само слово “Вече”, все вспоминают именно Вече Новгородское и именно последние годы его существования. Оно, конечно, и понятно, об этом периоде именно об этом Вече больше всего сохранилось информации. Но вот только у некоторых складывается представление, что Вече существовало только в Великом Новгороде и было оно всегда именно таким, каким его застали опричники Ивана Грозного. Однако нет. Это совершено не так. По сути широко известный образ Новгородского Вече – это его закатная, финальная стадия, когда Вече перестало быть истинным Вече, срослось с Боярской думой и превратилось в то, что всем подают как образ Вече. Но у того Вече, которое разогнал Иван Грозный от Вече осталось, по сути, одно название.

Россия ныне стала активно вспоминать былое, так сказать, традиции разные и прочее. Что же, об одной традиции я тоже частенько вспоминаю и снова о ней поговорить хочу.-2

Во-первых, Вече как форма управления жизнью города племени существовало не только в Великом Новгороде, изначально Вече было во всех городах. Да собственно говоря, Вече существовало задолго до того, как были заложены первые камни в стены Великого Новгорода. Вече существовало в виде племенных Вече, племенных сходов, как форма управления жизни племени, а потом уже и города, когда племена стали города основывать. Вече древнейшая форма самоуправления не только на Руси и не только русичей, это древнейшая форма управления всех славянских племен, да надо полагать и не только славянских. У тех же германцев (в общеисторическом понимании этого слова, включая англов, норманнов, франков и иные германские племена основавшие большинство современных европейских государств) были такие же племенные сходы именовавшиеся Тинг. Хотя в дальнейшем тинги стали все больше уходить в сторону представительского схода, а не всенародного, что собственно и послужило в дальнейшем основой современных парламентов.

Россия ныне стала активно вспоминать былое, так сказать, традиции разные и прочее. Что же, об одной традиции я тоже частенько вспоминаю и снова о ней поговорить хочу.-3

Называть думу наследницей Вече то же самое, что назвать кролика наследником зайца. Дума существовала на Руси параллельно с Вече. Дума не имела никакого отношения к Вече (изначально), хотя потом, когда Вече стало вырождаться из всенародного собрания в собрание представительское, бояре (собственно состав Думы) не только вошли в Вече, но и заняли в нем главенствующее положение, что мы уже и видим на примере Новгородского Вече, на закате его существования. Изначально же это были две разные и несовместимые – конкурирующие силы. Стоит немного вспомнить более древние времена, чем Русь, в городах которой укрепились князья и отодвинули Вече в сторону. Славянские племена с древнейших времен не знали царей, правителей, королей, властителей. Славянские племена управлялись путем прямой демократии, собственно, проявлением которой и было Вече. Весь народ, все племя сходились в одном месте и совещались: что и как лучше сделать дальше, какие законы установить или кому войну объявить, какой налог поставить на общественные нужды, построить ли новую стену для города или торговую площадь оборудовать – все это решали всенародно.

Россия ныне стала активно вспоминать былое, так сказать, традиции разные и прочее. Что же, об одной традиции я тоже частенько вспоминаю и снова о ней поговорить хочу.-4

Кто такие князья и откуда они появились? Кто такие думные бояре и откуда взялась дума? Изначально, как в любом племени, любого народа, среди жителей были те, кто предпочитал землю пахать и были те, кому больше по нраву было на соседей набеги устраивать. Собственно, из последних и формировалась военная прослойка. Те, кто не столько землей занимался, сколько тренировался оружием владеть, да в походы ходил, ну и чужие походы от своего поселения отгонял. Дружина, одним словом. В дружине естественно выделялся лидер, которого и именовали – князь. Со временем дружина все больше отходила от земледелия и все больше занималась делом военным, естественно, собирая с остальных не только себе на пропитание, но и на вооружение и прочее, плюс в походах награбленное тоже делили, так что богатели куда быстрее обычных земледельцев. Само собой, дружинники сплачивались между собой и вокруг своего лидера – князя. Со временем добровольные сборы на содержание защитников стали обязанностью – налогом. А более воинственные соседи-земледельцы дружинниками. Князь же избирался “ставился ” Вече из числа дружинников. Позже и это стали менять. Князь стал титулом наследным. Да и членство дружине тоже наследным стало, дружинники стали военной знатью. Впрочем, рядовых тех, кто мечами мог помахать выбирали и из простолюдинов, но знать среди знати, старшие, так сказать, дружинники стали именоваться боярами, ближний круг дружины вокруг князя. Собрание этого ближнего круга, которое решало дела дружины и назвали думой. Со временем дума, собрание бояр-старших дружинников, стало оттеснять вече от управления делами города племени. Князь стал из военного предводителя – правителем.

Россия ныне стала активно вспоминать былое, так сказать, традиции разные и прочее. Что же, об одной традиции я тоже частенько вспоминаю и снова о ней поговорить хочу.-5

В разных городах процесс установления монархии, вместо родоплеменного строя, шел по-разному. Где-то князь довольно рано оттенил Вече и про него успешно и благополучно забыли, где-то Боярская дума смешалась с Вече, заняв в нем ведущую роль, как это произошло в Новгороде. Это стало таким более мягким вариантом полумонархии-полупарламента, с остатками каких-то моментов прямой демократии. Но в конечном итоге положен конец был и этому подобию былого истинного Вече.

Россия ныне стала активно вспоминать былое, так сказать, традиции разные и прочее. Что же, об одной традиции я тоже частенько вспоминаю и снова о ней поговорить хочу.-6

Древнейшая традиция нашего народа, традиция, которая действительно заслуживает восстановления и возобновления – это традиция Вече. Древнего истинного Вече, каковым оно было многие века у славянских народов, не испорченное вмешательством князей и своеволием бояр. Именно традиция прямого народовластия. Сейчас мне многие говорят, мол, в нынешнее время Вече невозможно, это удел небольших городков древности, в которых народа было мало, так что все на одной площади уместиться могли. Естественно, новые времена требуют и нового подхода. Никто не говорит о буквальном повторении Вече в первозданного форме, то есть о сходках всей толпой на одной площади. На дворе двадцать первый век, новые технологии, новое время. Но и речь идет не о сходке всех в одном месте, а о принципе, который стоит возродить. Аналог Вече существует и сейчас – это референдумы. И именно у народа должна быть высшая власть, право принимать и отменять законы, право решат важнейшие дела страны. Это право прописано в Конституции, но им никто почти не пользуется. Мы забыли о тех истинных традициях нашего народа, которые уместно возрождать, передали власть в руки чиновников и считаем себя “мелкими людишками”, позволяя все решать за себя “избранным представителям”.

Россия ныне стала активно вспоминать былое, так сказать, традиции разные и прочее. Что же, об одной традиции я тоже частенько вспоминаю и снова о ней поговорить хочу.-7
Россия ныне стала активно вспоминать былое, так сказать, традиции разные и прочее. Что же, об одной традиции я тоже частенько вспоминаю и снова о ней поговорить хочу.-8

Другие мои ресурсы:

Сайт правозащитного фонда ФППД “Факел Свободы”

Мой персональный stihriona.com

Моя книга о социал-либертанстве на Литрес.

Youtube

telegramm

Группы в ВК :

“Правильный феминизм”.

Моя “персоналка”.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *