Мой ДЗЕН, Статьи

Вперед в прошлое или назад в будущее?

Scale 1200 (3)
33

Вперед в прошлое или назад в будущее?

29 августа 2023
Стаять была опубликована ранее на моем ДЗЕН канале
Сейчас у нас стало модным активно восхищаться прошлым. Былыми заслугами предков. Никто не спорит, что заслуги несомненно были.

Сейчас у нас стало модным активно восхищаться прошлым. Былыми заслугами предков. Никто не спорит, что заслуги несомненно были. Прошлое старательно идеализируют, закрывая глаза на минусы и недостатки и превознося достоинства и плюсы. Вот даже спорить не стану, насколько героизм суворовских солдат перекрывает грязь крепостничества или насколько свет всеобщей электрификации затмевает лагеря ГУЛАГа. На самом деле спорить бессмысленно, было и то и другое. Но давайте взглянем на все это с другой стороны.

Сейчас у нас стало модным активно восхищаться прошлым. Былыми заслугами предков. Никто не спорит, что заслуги несомненно были.-2

Да вот хоть тот же коммунизм, вернее, стремление к нему. О чем человек мечтал? Он стремился в будущее, ждал свершений. Пытался сделать эти свершения здесь и сейчас, ну или хотя бы приблизить их. Полеты к дальним мирам, роботы, достижения науки. Как говорится, одухотворенный взгляд в будущее, к которому нужно стремиться уже сейчас, строить его, а не просто мечтать о грядущем сидя на завалинке. Отодвинем пока в сторону идеологию, ведь каково будущее и как его строить вопрос другой, главное само стремление и направленность куда-то вперед..

Сейчас у нас стало модным активно восхищаться прошлым. Былыми заслугами предков. Никто не спорит, что заслуги несомненно были.-3

А вот другой пример. Сидит современный монгол у юрты, мечтательно смотрит сквозь стадо пасущихся коз и вздыхает: “Эх, вот великий был человек Чингисхан!” Несомненно, человек он был великий, кто же спорит-то? Только вот сидит он часами мечтает о величии былом, а будущее дальше, чем загнать коз в загон и пойти в юрту кумыс пить (или что там у них пьют) и планировать не пытается. Никоим образом не хочу обидеть монголов или представителей иных восточных народов, речь об образе восприятия вообще. Другой пример? Пожалуйста! Древний Рим. Где-то в приграничных территориях столь же мечтательный гражданин Римской Империи, с опаской косится за реку: “Не собирались ли там варвары в набег?”- подвязывает виноградные лозы на своем участке и мечтательно улетает во времена Цезаря, вспоминает разгром Карфагена, победы над Парфянами и покорение галлов. Прошлое было велико!

Сейчас у нас стало модным активно восхищаться прошлым. Былыми заслугами предков. Никто не спорит, что заслуги несомненно были.-4

Вот что-то подобное Гумилев обозвал “угасанием пассионарности” . Вот только не прав он причинно-следственной связи. Вся эта история про “молодые” и “старые ” народы не более чем, простите, чушь собачья. Дело не в возрасте, не в древности, дело в общественном настрое. Если перевести на уровень обычного человека, не народа, не нации, а отдельно взятой личности, то казалось бы да вот оно. Молодой человек стремится к будущему, у него вся жизнь впереди, он готов к свершениям, рвется вперед сроить картеру, добиваться признания… Повзрослел, шишек набил, завяз в “бытовухе”, превратился в “печального мечтателя”, пошли выражения: “Эх, а вот мог бы я добиться…”. А то и еще лучше воспоминания, на которых человек зацикливается: “Эх, вот я в ваши годы…” Это не значит, что взрослый или даже пожилой человек ничего не может свершить, добиться, создать, он просто перестает к этому стремиться. Любое стремление, тем более стремление к чему-то большому сопряжено с рисками. Когда у тебя живот подводит и на теле одна последняя футболка (да и та рваная), тебе нечего терять и все что остается – это рисковать. Но если ты “оброс”: дом, семья, заботы – ты уже стремишься сохранять в большей степени, чем приумножать. Что терять уже есть. Но это стремление к сохранению того, что есть заводит в конечном счете в тупик. Ты начинаешь прогибаться, сдавать позиции, уступать, “жертвовать малым во имя большего”, идти на уступки и в конечном итоге остаешься у разбитого корыта. Это свойственно как отдельно взятому человеку, так и нации, народу в целом. Когда идея “сохранить хотя бы то что есть” начинает преобладать над “достичь чего-то великого”. Человек уподобляется рабу, который – пусть в грязи, пусть в цепях, пусть под кнутом каждый день, зато жив пока и вроде кормят хоть как-то. Нацию губит не древность ее истории, и не наличие или отсутствие мифологической “пассионарности”, некой витающей над народом энергии странного происхождения, а цель – которую нация ставит перед собой. Когда возобладает стремление к чему-то, зажигающее народ идеей тогда нация развивается, когда приходит консерватизм и идеализирование былого, восхваление прошлого и стремление удержать “идеалы” этого прошлого, нация идет в тупик, нация угасает. Консерватизм, сохранение и возрождение былых устоев и “наследия прошлого”, в качестве всеобщей идеологии порождает и частную идеологию непротивления и покорности во имя сохранения хотя бы малого, цепляния за мелочи, уход в ту самую пустоту печального мечтательства. Вот кто-то может мне сказать, сколько веков до Чингисхана монголы сидели у своих юрт и мечтали смотря на пасущийся скот (о ком там они мечтали до Чингисхана, другой вопрос), потом вскочили на коней, да и дошли до Европы через весь континент. Россия сколько веков мечтала о “хлебе насущном”, живя “благолепными устоями”? Пришел Ленин нарисовал красивую картинку будущего, все и побежали к ней. То что потом опять эту картинку замалевали примитивом быта, другой вопрос. Но побежали же? Возрождение в наших головах. Возрождение никогда не бывает в “идеалах прошлого”, пассионарность зарождается в идеях о будущем (если уж использовать этот термин), но никак не в воздыхании о прошлом. И истинного величия достигает тот, кто перечеркивает прошлое напрочь, не вздыхает о нем, не пытается его сохранить, готов ломать и крушить его во имя будущего – хоть народ, хоть человек. Это не говорит о том, что прошлое нужно забыть и нужно его только порицать, нет, в прошлом много уроков, которые стоит помнить, но не делать из него культ, не стремиться быть “динозавром”, уж лучше строить города на Марсе, иначе действительно можно участь динозавров разделить.

Сейчас у нас стало модным активно восхищаться прошлым. Былыми заслугами предков. Никто не спорит, что заслуги несомненно были.-5
Сейчас у нас стало модным активно восхищаться прошлым. Былыми заслугами предков. Никто не спорит, что заслуги несомненно были.-6

Другие мои ресурсы:

Сайт правозащитного фонда ФППД “Факел Свободы”

Мой персональный stihriona.com

Моя книга о социал-либертанстве на Литрес.

Youtube

telegramm

Группы в ВК :

“Правильный феминизм”.

Моя “персоналка”.

2 комментария на “Вперед в прошлое или назад в будущее?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *