Мой ДЗЕН, Статьи

Я или мы?

Scale 2400 (29)
33

Моя статья публиковалась ранее на ДЗЕН канале “Вечевой Набат”

На самом деле вопрос не такой простой как кажется. И отвечают на него разные люди по-разному. Вся история человечества – это колебания между индивидуализмом и коллективизмом. Все политические формы устройства общества исходят из устремления граждан этого общества к индивидуализации или к коллективизации. Свои плюсы и свои минусы есть и в том и в другом. Коллективисты, то что вместе всегда сподручнее справиться с любой проблемой, вместе проще решать и сделать многие дела. При этом индивидуализм многими из них воспринимается как эгоизм. Индивидуалисты, напротив, не оспаривая того, что совместное решение проблем может быть проще, при этом уверены, что сильный человек и так справится со своими проблемами самостоятельно. А сильный уклон в коллективизм приводит к тому, что возникают не только взаимопомощь и поддержка, но и взаимозависимость, и необходимость ущемлять собственные интересы во имя общих целей, и формирование зависимых и подчиненных личностей. А стремящихся к коллективизму личностей воспринимают как слабых и зависимых.

Но характерно то, что в обществе происходит поэтапное увеличение той части общества, которая более склонна к формации противоположной, той которая существует на данный момент. Стремясь к усилению тенденций коллективизма или индивидуализма в обществе, добиваясь их усиления, само общество изначально ориентируется на те плюсы, которые такая формация дает. Но чем больше эта формация начинает преобладать, тем менее значимыми становятся приобретенные плюсы, в сравнении с утраченными плюсами другой формации, которые становятся все более привлекательны, а их отсутствие становится минусами существующей формации.

Давайте сделаем краткий экскурс в историю. Первобытное общество было пиком коллективизма, когда племя было единым целым. А каждый член племени не мог представить себя вне его, так как выжить в одиночку было практически невозможно. У племени было общее имущество, собственно, как такового имущества толком-то и не было, камни и шкуры не делили где чье, а пользовались сообща, кому что нужно. Вместе охотились. Вместе ели добычу. Вместе защищались от врагов.

Расслоение первобытного строя стало возможным, когда люди осели на земле, неважно, разводя скот или выращивая зерно. Здесь началось деление. Появились дома и какое-то имущество в них. Это мое и моих блажащих родственников, это всех остальных. Но это разделение и расслоение продлилось недолго. Несмотря на то, что семьи обособились и стали одни богатеть, другие беднеть. Вожди не только пытались удержать племя под контролем, но и пытались подчинить себе другие племена. Люди снова вспомнили, что жить вместе удобнее. Город более защищен, чем поселок. Империя более могущественная, чем королевство. Это был другой виток коллективизации, иного рода и иного сорта, но все же.

Средние века стали пиком индивидуализации. Когда великие империи пали под ударом варварских племен, которые еще находились в состоянии расслоения и стремления к индивидуализации. Земли поделили на феоды, в каждом из которых местный граф или барон сам себе голова, зависящий от сюзерена только обязанностью выставить войско в случае нужды. Торговля пришла в упадок заменившись натуральным хозяйством. Культура уступила место дикости.

Но снова люди потянулись к коллективизации. Снова стали расти города. Снова образовались большие королевства и империи, в которых по прежнему, впрочем, правила знать. Власть королей и гордыня дворян утомили тех, кто был “ниже родом”, хотя и имел может быть больше средств. Переход от власти знати к власти буржуазии снова был всплеском стремления к индивидуализму. Но тут пути разошлись и появилось другое течение коллективизма – коммунизм.

Колебания индивидуализма и коллективизма продолжаются всю историю человечества. И ни одна из формаций в своих крайностях не способна стать той, которую люди могли бы выбрать как постоянную и идеальную. Отсюда вывод простой. Колебания к крайностям не нужны. И исторический маятник стремлений должен остановится где-то по середине. Идеальным может быть общество, в котором в равной степени присутствуют плюсы и позитивные стороны как индивидуализма, так и коллективизма, не противореча и не мешая друг другу.

И другие ресурсы “Вечевого Набата”

Youtube-канале “Вечевой Набат”

Группа “Честь. Государство. Воля. Народ.” ВК

Scale 2400

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *